Губерля ты моя, Губерля!
- Общество
- 22-01-2008
Недавно с подругой поехали в село Казачья Губерля. Прибыли ночью, ничего толком не успели разглядеть. А утром вышли на деревенскую улицу и поразились открывшейся красоте: стояли в окружении гор, акварельных, прозрачных лесов, замерзших речек.
– Почему не пишешь о своей деревне? – спросила подруга.А ведь она права, подумала я.И мы направились к старожилам С.Цветковой,В. Кузнецовой, В. Говорковой.
«Царская дорога»
Геофизики вообще считают Губерлю чудом, аномалией востока области. Идешь степной дорогой, и вдруг она круто спускается вниз. А внизу – горы, река, леса. Горы – ниже уровня моря. Чудеса!
– Заселялись казаки по берегам рек, – рассказывают старожилы. – Въехать в Губерлю можно вдоль горы Шихан, по так называемой «царской дороге», с запада – по междугорью, где с одной стороны находится Сыпучая гора, с другой – Поперечная. Она примыкает к Уралу, поэтому отсюда попасть в село можно только вброд. Молодежь из деревни в деревню ходила опасными тропами через Сыпучую гору.
По этим местам дважды проезжали наследники царского рода – Александр, потом будущий Николай II. Дорогу, по которой ехали будущие цари, мостили камнем. И сейчас она видна на самом крутом обрывистом месте. Славится местность источником, из которого якобы пили оба великих наследника. Возле источника когда-то заложили плиту, на которой было указано, что здесь проезжал в 1891 году цесаревич Николай. Плита не сохранилась, но в музее есть ее старая фотография. В конце 50-х годов прошлого века здесь работала археологическая экспедиция под руководством М. Машковой, сохранились снимки и отчет.
2 марта 1837 года по приказу своего отца Николая I Александр Николаевич отправился в длительное путешествие по России. Не случайно казаки строили дорогу из камня – ехали 11 конных экипажей с прислугой. Сохранились записи и рисунки путешествующего вместе с цесаревичем Василия Андреевича Жуковского – поэта, основоположника русского романтизма.
«11 июня 1831 года, переезд из Таналыкской, великий князь верхом. Кочевья киргизских пастухов. Обедали в Орской Крепости, комендант Лисовский, полковник Жемчужников. Умное распоряжение Перовского. (В то время губернатора Оренбургской губернии, с которым Жуковский был лично знаком.) Дорога вся в порядке. Весьма замечательный вид на горы. Между Хабарным и Губерлинской как будто в малом виде большие горы со всеми их деталями. Ни куста, ни капли воды. Все покрыто ковылем – и пусто. Взволновавшаяся и окаменевшая пустыня. Чудный вид с высокого пункта, который я нарисовал. Спуск постепенный между нижними излучистыми каменными холмами вдоль всей дороги. Дно сей долины – дорога, в одном месте ключ перебежал. Замечательный характер Оренбургской губернии. Ключ обвивает излучины гор. Киргизы. Соль. Азия. С ручьем соединяются другие, на низких берегах кусты, долина поворачивает вместе с ручьем, который вливается в речку. Божье дерево – по берегам реки. Серебристый тополь. Вяз. Сороки.
Наконец горы понижаются, широкий бассейн, поперек коего дорога. Прелестный вид на Губерлинскую крепость. Она между слияния речек Чебаклы и Губерли. Отсюда широкая долина посреди тех же гор. Пирамиды. Горы как лев или крокодил, лежащий поперек, по спине их дорога. Камни как бородавки, на песке ковыль, песок в виде пирамид. За Губерлей Подгорная, этим широким бассейном дорога идет до самой станции и ночлега в Верхнеозерной крепости. Дурная ночь, половина в дормезе, половина в избе».
Пух козий, легчайший
Губерля всегда славилась особым тончайшим пухом. Оренбургские паутинки и шали стали символом края, во всем мире известен наш пуховый платок. А тонким, легким и нежным он может быть только из пуха губерлинской козы. Говорят, что цесаревичу Александру подарили паутинку, которая легко проходила в золотое колечко.
Тысячные поголовья коз когда-то содержала Губерля. Теперь их количество резко сократилось, распадается совхоз, не получающий государственной поддержки.
– Ради знаменитого пуха, который стоил баснословных денег на мировых рынках, пробовали брать губерлинских козочек в Англию и Финляндию, – рассказывают старожилы. – Там за поголовьем был отличный уход, какой местным козам и не снился. Но такого пуха иностранцы так и не получили. В чем секрет, не знает никто. Думаем, что в самой природе он заложен. Для воздушного пуха нужна особая вода, трава, чего, может быть, и нет за границей.
Остались одни воспоминания
– У нас церковь больно красивая была. Со всей округи приезжали венчаться, креститься, – рассказывают старожилы. – В 1825 году основали школу. Есть место, где хоронили церковнослужителей. Почему-то нынче на этих местах ничего не растет. Мы были совсем молоденькими, когда там лежала плита, где было написано: «Здесь похоронена с тремя своими сыновьями жена атамана».
Еще старики рассказывали, что возле Губерли немалые залежи железа, золота. Казаки хотели заняться добычей, но им не разрешили, ведь местность заповедная.
Сюда заходят бурые медведи, обитают олени, лоси, строят плотины на речках бобры. Недалеко от деревни живет рысь, ее многие видели. Череда и боярышник, черноплодка и множество полезных трав делают Губерлю уникальной.
Сегодня я вижу, как замирает жизнь в деревне,
многие уезжают в город. Те, кто остался, живут своим хозяйством. Закрылся детский садик. И это плохая примета. Когда обескровлены корни, вряд ли дерево выживет...
Светлана Белевитина, слушательница школы «Репортер»
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024