Врачи свое дело сделали. Ему осталось главное – преодолеть себя
- Общество
- 30-01-2008
Как научиться жить, когда кажется, что мир рухнул и ты перестал быть таким, как все, и окружающие смотрят на тебя с состраданием или простым любопытством? Психологический удар – сильнейший, комплекс неполноценности занимает все мысли, изматывает, отнимает силы и днем и ночью. Справиться с этим чрезвычайно трудно, а победа над собой иногда становится подвигом.
Побеждать учил спорт
Мой сосед по детским годам Андрей был романтиком. Трудно сказать, кем он хотел стать – военным, дальнобойщиком, моряком... Но всегда говорил, что мир странствий и приключений создан для него. Фантастику и приключения читал запоем. Про трех мушкетеров, Тимура и его команду, Корчагина узнал намного раньше, чем его сверстники. Потом окажется, что книга в жизни значит несоизмеримо больше, чем кажется на первый взгляд.
Как-то попала в руки самиздатовская перепечатка учебника борьбы джиу-джитсу. Она и определила увлечение Андрея на несколько последующих лет.
Первые тренировки. Пришлось заставлять себя преодолевать лень, боль, усталость. Многие побросали, Андрей остался: прислушался к словам тренера, который пояснял, что главное в жизни – преодолеть себя. И тогда все получится.
А потом появилась первая эйфория победы. Оказалось, что, когда ты попался на прием и летишь ничком на ковер, мозг работает как автомат и ты ясно представляешь, что нужно делать, чтобы уйти от поражения. И делаешь! И становишься победителем.
Уверенность в своих силах рождала жажду самостоятельности. Летом, когда начинались каникулы, можно было развивать мышцы, работая грузчиком в совхозе или на заводе.
Первые самостоятельные деньги и физическая подготовка резко отличали от дворовой братии и делали самостоятельным. Дороги впереди были открыты. Школьный аттестат, армия, учеба, работа. Такие были планы.
В плену у беды
Автокатастрофа в один миг переменила судьбу Андрея. У него началась другая жизнь. Месяцы в гипсовом плену с ежедневным болевым шоком. В рваные раны подростка можно было просунуть кулак. В те дни медсестра, сжалившись над парнем, посоветовала: «А ты зажимай зубами полотенце и потихоньку кричи. Мы привычные, а крик притупляет боль». Так начиналось недетское преодоление самого себя.
Лечащий врач со смешной фамилией Соловей, сам еще почти мальчик, научил подростка профессиональной мудрости. Подсказал, что самовоспитание основано на знании собственных психологических возможностей в первую очередь. Эти знания можно найти в книгах. Они помогут выздороветь.
Год на больничной койке, да еще в другом городе, для Андрея оказался испытанием на прочность. Чувство собственной неполноценности, физическое уродство, месяцы, проведенные рядом с обожженными, переломанными и обмороженными мужчинами, сделали свое дело. Замкнутость и желание быть в стороне от людей тоже были последствиями автокатастрофы.
Врачи, насколько могли, залатали раны, гвоздями и болтами стянули кости. А вот ходить, чувствовать себя таким, как все, пришлось учиться заново.
Только надо захотеть
Когда Андрей вернулся в школу, оказалось, что психологическая дистанция между беззаботными школьниками и юношей на костылях огромна. Чувство собственной неполноценности мешало жить. Пришлось искать выход. Книги и подсказки людей не сразу, но помогли справиться с собой.
Главное – понять, что человек может настроить себя, как инструмент, на любую тональность. Только надо заставлять себя быть таким, каким хочешь быть. Не жить жалостью к себе, а искренне интересоваться окружающими, быть равным среди равных.
Так парню пришлось побеждать самого себя. Одному. О своих страхах и проблемах не расскажешь друзьям по парте. Счастливые и жизнерадостные, они просто не поймут или не поверят. Оказалось, что труд души – это, в первую очередь, борьба. И не на один год.
Учиться ходить оказалось достаточно просто. Надо постараться отказаться от костылей и ходить с палочкой, потом отказаться и от нее. Чаще заглядывать в витрины магазинов и следить за походкой. Да еще преодолевать постоянную боль.
Бороться с комплексами тоже можно, но труднее. Вместо замкнутости – осознанная общительность. Вместо стеснительности физического уродства – полное равнодушие к собственным недостаткам. Вместо уроков по физкультуре – два раза в неделю работа грузчиком во вторую смену. Этот труд дает видимость физического выздоровления и полную финансовую самостоятельность в карманных расходах.
Оказалось, что в борьбе с самим собой возможность пригласить в кино девчонку и угостить ее мороженым или пирожным – победа, которую не в силах позволить себе большинство сверстников. А когда Андрей увидел, что незнакомые перестали смотреть на него с состраданием, понял, что победил. Он вновь стал таким, как другие. А к боли старых ран любой человек привыкает как к досадной неизбежности. Можно просто не обращать внимания. Мой сосед и одноклассник не стал военным, геологом или водилой-дальнобойщиком. Но по стране побродил вдоволь.
Он искренне считает, что умение преодолевать самого себя и есть смысл библейского выражения: «Бог в тебе». Ты становишься над обстоятельствами и управляешь своей жизнью. Или обстоятельства, пороки и дурные привычки ломают человека, а потом и лишают жизни. У нас всегда остается божественное право выбора своей судьбы. Надо только постараться.
Владимир Николаев
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024