Могилу орского летчика отыскал его племянник
- Общество
- 08-05-2008
Несмотря на то, что та страшная Великая Отечественная окончилась уже более шестидесяти лет назад, ее трагические отголоски слышны и по сей день. Сколько еще по всей России и за ее пределами могил неизвестных солдат, сколько героев по сию пору числятся без вести пропавшими. Однако зачастую даже захоронения тех, чьи имена были установлены сразу после гибели, до сих пор разыскивают родственники, чтобы поклониться праху родных.
Об ордене Красной Звезды, которым наградили орского летчика Фарита Нурбаева, его родные узнали из газеты, но получить награду смогли спустя пятьдесят лет после окончания войны. Заметка в «Орском рабочем» от 1 января 1943 года, адресованная родителям летчика, «Гордимся Вашим сыном» была прислана в редакцию от имени личного состава эскадрильи дальнего действия. Сослуживцы поздравляют родителей Нурбаева с высокой правительственной наградой сына «за проявленную смелость и отвагу в воздушных боях с фашистскими стервятниками». Там же говорится, что «за период с 17 сентября 1942 года и по настоящее время Фарит совершил 45 боевых вылетов и сбил два самолета противника Ю-88. В звании старшего сержанта он руководит боевыми летчиками, уча их, как нужно драться». А в марте 1945 года в девятый дом на улицу Урицкого пришла похоронка, где сообщалось о смерти рядового красноармейца Нурбаева, погибшего в бою и похороненного с воинской почестью на территории Восточной Пруссии.
Тот самый орден, о котором писала газета, был получен родными летчика только в 1993 году. А спустя некоторое время его племянник Эдуард попытался собрать по крупицам информацию о том, как воевал, погиб родственник и где покоится его прах. От него, ныне живущего в столице, нам стало известно, что герой давней публикации нашей газеты Нурбаев Фарит Каримбаевич, 1922 года рождения, проживал в поселке Форштадт, а после окончания школы был курсантом Чкаловского (Оренбургского) летного училища. Но в связи с началом войны был выпущен из училища досрочно и отправлен на фронт летчиком.
– К концу войны он воевал уже на земле, в пехоте, – рассказал «ОХ» Эдуард Мансуров, – рядовым красноармейцем 1312-го стрелкового полка 53-й стрелковой дивизии 48-й армии 3-го Белорусского фронта. То, что сержант-летчик оказался рядовым пехотинцем, можно объяснить тем, что, возможно, он был сбит над территорией противника, вышел к своим, но в дальнейшем воевал на земле. Может, даже в штрафном батальоне.
26 января 1945 года красноармеец Нурбаев погиб смертью героя в Восточной Пруссии и был похоронен с воинскими почестями в деревне Райхвальд в 10 километрах от города Либштадт. За боевые дела – проявленные смелость и храбрость в бою – он был награжден орденом Отечественной войны II степени посмертно.
В похоронке, разумеется, были даны немецкие названия деревни и города. Во времена СССР найти точное место захоронения не представлялось возможным, так как часть Восточной Пруссии отошла к Польше, часть – к СССР (Калининградская область). Карт не было, информации о новых названиях бывших немецких городов также нигде разыскать не удавалось.
– Только в 2004 году, – рассказал Эдуард, – мне удалось точно узнать, что мой дядя погиб во время кровопролитных боев при попытке выхода немецких войск из Курляндского котла близ Кенигсберга.
В течение длительной переписки через польский Красный Крест и посольство России в Польше (Генконсульство в Гданьске) удалось установить, что прах орчанина покоится на военном кладбище советских воинов в польском городе Бранево. Первоначально он был захоронен в окрестностях Либштадта (ныне Милаково, Польша), а затем был перенесен на Мемориальное кладбище советских воинов около Бранево, в 6 км от границы с Россией. Всего там захоронено около 26 тысяч советских воинов. «На основании документа из Центрального архива Министерства обороны РФ имя сержанта Нурбаева Фарита Каримбаевича занесено в реестр кладбища, обозначена символическая братская могила № XVIII, – ответил нашему земляку бургомистр Бранево Хенрик Мрозиньски. – Сообщаю, что и власти, и граждане города с должным вниманием относятся к месту захоронения воинов. В дни праздников традиционно возлагаются венки, зажигаются свечи в память о павших «за нашу и вашу свободу».
Несколько лет Эдуард «расчищал» занесенную временем дорогу к надгробию своего родственника. И нашел, что именно здесь покоится прах героя, в братской могиле у польского города под порядковым номером XVIII.
А это значит, что будет передаваться поколениям и храниться память о том, что орчанин Фарит Нурбаев, как и тысячи других рядовых и офицеров той войны, сложил голову за Родину.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024