Диверсанты в коровьей шкуре
- Общество
- 08-05-2008
«Автомобили – любовь всей моей жизни. Дядя был шофером. И я, маленькая, не упускала случая хотя бы постоять около машины. Нравился запах бензина... До сих пор его обожаю. Когда подросла, попросила научить водить машину. Сейчас вот не встаю совсем. А кажется, предложи кто сесть за руль и сделать круг, нашла бы силы подержать еще раз баранку в руках...»
Если бы меня попросили одним словом охарактеризовать Елену Егоровну Фролову, ветерана Великой Отечественной войны, фронтового шофера, я бы написала: «Сила». Великая внутренняя сила видна во всем. В том, как гордо держит голову почти не встающая с постели, передвигающаяся по квартире в инвалидной коляске женщина; в том, с каким достоинством и одновременно невыразимой болью рассказывает о главной трагедии своей семьи – гибели двоих взрослых детей; и даже в том, как точно, без надрыва, говорит о себе нынешней: «Восемьдесят третий год идет. Доживаю отмеренный срок. В землю смотрю. Одного хочу, чтобы вы, дети ваши, внуки, не пережили того, что довелось испытать нам».
«Лучше на войне погибнуть»
Войну Лена с мамой и двумя братьями встретила в одном из совхозов Тюменской области. Ей едва минуло 16. Все мужики один за другим уходили на фронт. Рабочие руки – женщины да старики. Молоденькую девочку назначили председателем совхозного рабочего кооператива. То ли по молодости лет, то ли потому, что уже тогда Лена отличалась твердостью характера, ответственная должность не напугала. Глядишь, так бы и работала, если бы не случай.
Лена с помощником, дряхлым дедом, регулярно ездила за продуктами для сельчан в райцентр. 100 километров по лесу на двух телегах, запряженных лошадьми. Дезертиры появились внезапно.
– Приказали остановиться. Крепко связали. Среди прочего мы везли флягу с водкой, так мужики прямо шапкой-ушанкой черпали и в себя заливали. Испугались мы с дедом. Больше из-за того, что одного из нападавших я узнала: это был муж моей знакомой. Забрав все, что было, дезертиры скрылись. А мы остались. Замерзли бы, наверное, если бы, к счастью, мимо не проходил станционный обходчик. После этого решила: «Пойду добровольцем. Лучше на войне от пули погибнуть, чем в тылу от рук бандитов».
Врага выдали глаза
Подруга, секретарь комсомольской организации, решила подсобить землячке и исправила в комсомольском билете Елены Егоровны дату рождения с 1925 года на 1923-й, чтобы не сочли девушку слишком юной для войны. И в августе 1942-го она уже осваивала «ЗиС-5» в учебке под Хабаровском. Кстати, не быть Лене шофером, если бы не природная смелость. Когда новобранцев стали спрашивать, что каждый из них умеет, Лена твердо заявила: «Я вожу машину». А потом робко добавила: «Только прав у меня нет».
Через 1,5 месяца шофер Елена Гавриленко была определена в автороту 606-го батальона Украинского фронта.
За годы ратной службы Елена Егоровна была награждена медалью «За боевые заслуги», медалью Жукова и орденом Великой Отечественной войны II степени. Но откровенничать, за какие подвиги была представлена к наградам, не любит.
– Можно я не буду вспоминать. Мне очень больно, – вытирая предательски выступившую слезу, просила женщина.
Но после все-таки поделилась:
– Когда автомобиль ставили на техосмотр, нас, шоферов, отправляли нести караул. Только я заступила, как появилась женщина из местных. Несколько раз обошла блокпост. Все причитала, мол, корова потерялась. Уже тогда мне показалось это подозрительным. Когда стемнело, вдалеке заметила силуэт коровы. Глаз животного блеснул в темноте. А я же из деревни. Мама меня с детства учила, что глаза у коровы всегда голубизной отдают, даже в ночи. Пригляделась. Ну не похож блеск глаз на коровий. Я дала сигнал опасности начальнику караула. Уже после узнала, что, замаскировавшись коровьей шкурой, через караул хотели пройти диверсанты, чтобы подорвать склад с боеприпасами.
Дважды Елена Егоровна была ранена. Но на протяжении всей жизни не позволяла боли старых ран одолеть себя.
Сейчас за одинокой фронтовичкой присматривают соцработники Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста. Это они посоветовали Елене Егоровне встать в очередь на получение автомобиля. Железного коня бывалый шофер ждет четвертый год, справедливо сокрушаясь, что и в этом году ее обошли вниманием.
Анна Свешникова.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024