РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Жак Гастон и белорусский мальчик

Жак Гастон. Летчик знаменитого французского авиаполка «Нормандия – Неман». Бился с фашистами на самолете-истребителе ЯК-9. Погиб 28 июня 1944 года в Толочинском районе Витебской области, освобождая белорусскую землю от немецких оккупантов.
До 1966 года герой Франции числился в списках 26 летчиков, пропавших без вести. Обнаружить место падения самолета и установить личность управлявшего им пилота стало возможно благодаря Б. Андрееву, которому в 1941 было всего 10 лет. Он жил в деревне Аухуты Витебской области, на протяжении трех лет оккупированной немцами. В 1952 году Андрей Петрович переехал в Орск. Десятки лет трудился в желдорцехе никелькомбината. Знакомство с этим уникальным человеком произошло совершенно случайно. Также случайно удалось узнать удивительную историю, связавшую воедино судьбы французского героя и белорусского мальчика.

Ценная находка
25 июня 1944 года вблизи Аухутов начались бои за освобождение Витебской области.
– Бои были жестокие, люди прятались на болотах, а 28 июня от партизан мы узнали, что деревню освободили и можно возвращаться. Люди, радостные, не верящие в освобождение, ринулись в родные хаты.
Многие видели, как над деревней низко пролетел самолет со звездами на крыльях и упал в районе болот. Но людям было не до этого, – рассказывает Борис Петрович.
Мальчишкой Боря любил бродить по густым белорусским лесам, отлично ориентировался на местности, мог без труда добраться до самых укромных уголков. Так он вышел на место крушения самолета. Вокруг болота валялись обломки. Но самой машины на поверхности не было. Паренек подошел ближе и заметил куртку, из нагрудного кармана которой извлек какую-то книжку на французском языке и удостоверение.
– Бросилось в глаза, что на снимке изображен симпатичный парень. Прочитал надпись: «Жак Гастон». А ниже: «Генерал-майор Пронин». И подпись, – вспоминает Андреев.
С ценными находками мальчишка вернулся домой. Высушил документы на солнце. Похвастался «кладом» перед одноклассниками. А потом задумался: «Куда все девать?» За ответом отправился в сельсовет. А председатель то ли в шутку, то ли всерьез сказал: «Отправь в Москву».
Борис запечатал документы в конверт, написал: «В Москву» – и бросил в почтовый ящик. Увы, ценный груз затерялся среди миллионов других посланий.

20 лет спустя
История из детства напомнила о себе в 1964 году. Андреев уже давно жил и работал в Орске. И был очень удивлен, когда получил письмо от корреспондента «Минской правды» Л. Ерусалимчик, которая взялась за расследование гибели французских пилотов.
На тот момент было известно, что всего в боевых вылетах погибли 42 летчика авиаполка «Нормандия – Неман». 26 считались без вести пропавшими. Минская журналистка знала, где примерно рухнул самолет. Стала наводить справки и оказалась в Аухутах. Местные жители вспомнили, как летом 1944-го Боря Андреев носился по деревне с каким-то найденным на болотах документом. Через мать Бориса Петровича Ерусалимчик отыскала Андреева. Он рассказал, как все было.
– Главное, я точно запомнил фамилию генерал-майора Пронина. Это помогло подтвердить, что в болота упал самолет именно французской эскадрильи.
После были сделаны попытки поднять авиамашину из топких болот. Ничего не вышло, удалось достать только двигатель. По его номеру установили, что летал на самолете 23-летний Жак Гастон. В 1966 году мать летчика Александрина Гастон приезжала в Аухуты. Очень хотела познакомиться с мальчиком, который нашел документы сына и помог установить личность Жака. Но мальчик уже вырос и жил в далеком неизвестном Орске.
До сих пор Борис Андреевич хранит письмо со словами благодарности от журналистки Ерусалимчик и номер «Минской правды» с подробным изложением всех этапов расследования, перевернувшего еще одну страничку в книге истории Великой Войны.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.