Взятки не гладки. С коррупцией в ОГТИ нужно и можно бороться
- Общество
- 02-07-2008
В высших учебных заведениях России наступила горячая пора: выпускники понесли заявления в приемные комиссии. У большинства абитуриентов впереди очередной этап вступительных испытаний: так называемая вторая волна ЕГЭ. Родители готовы на все, лишь бы ребенок был зачислен в институт. Для некоторых самым легким способом попасть в заветные списки кажется взятка.
Желание поговорить о коррупции в высшей школе привело нас в стены главного вуза города – Орский гуманитарно-технологический институт.
В разговор на эту волнующую многих тему с корреспондентом «ОХ» вступили ректор ОГТИ профессор Г. Мелекесов, первый проректор ОГТИ доцент А. Уткин, проректор ОГТИ по учебной работе и экономическим вопросам доцент Г. Шолохова.
Тайну приоткрыли впервые
– Мне приятно, что откровенный разговор об этой щепетильной проблеме состоится именно на страницах «Орской хроники»: самой популярной и самой объективной городской газеты. Ведь при всей критичности публикуемых материалов статьи в «Хронике» всегда нацелены не на пиар, а на действенное решение социально-экономических проблем города, – начал Геннадий Анатольевич. – Сегодня проблема коррупции стала общегосударственной. Не случайно президент Медведев взял под собственный контроль борьбу с этим явлением. Ведь взятки берут не только в высшей школе. Этим грешат работники ГИБДД, здравоохранения, других сфер.
– Об этом хорошо известно. Но хотелось бы услышать, как с этим злом можно бороться хотя бы в стенах отдельно взятого учебного заведения?
– У администрации ОГТИ в отношении коррупции позиция жесткая. Вы правы, пришло время, когда надо не дискутировать о проблеме, а системно, реально бороться с нею. Этим мы и занимаемся совместно с правоохранительными органами.
– Расскажите об этом подробнее.
– Вся информация о фактах взяточничества стекается ко мне. Она поступает из разных источников и обсуждается на закрытых совещаниях в моем присутствии. Если студенты, их родители сообщают, что преподаватель, назовем его Иванов, за зачеты и экзамены берет, я немедленно вызываю этого человека к себе в кабинет. Сообщаю, что поступили такие данные. Прошу написать объяснительную и сделать соответствующие выводы. Как правило, человек начинает отпираться, говорит, что его оклеветали. А поскольку большая часть обвинений поступает от анонимов, то дальше беседы на первом этапе разбирательство не доходит. Но, если после состоявшегося разговора ко мне приходят сотрудники ОБЭП и просят разрешения установить видеокамеру, чтобы проследить за все тем же Ивановым, я даю согласие.
– Получается, что ни при каких обстоятельствах без ведома и согласия ректора института сотрудники правоохранительных органов не смогут установить видео- или аудиотехнику для поимки взяточника?
– Да. Установка видеокамеры – трудоемкий процесс. Ее устанавливают поздно вечером. И наша задача – не допустить утечки информации, чтобы усилия сотрудников ОБЭП не были напрасными.
– Но Вы же можете предупредить провинившегося. И тогда камера не зафиксирует ничего, кроме рядового экзаменационного процесса.
– Можем. Но никогда не станем делать этого, желая сохранить мундир чистым. Здесь на первый план выходит нравственная сторона вопроса. ОГТИ выпускает из своих стен инженеров, учителей, которые завтра будут воспитывать наших детей. Мы с первого курса говорим нашим студентам: «Не давайте взятки. Не идите на провокацию морально неустойчивых преподавателей, которые запугивают вас перед сессией тем, что не сдадите экзамен. А если вас вынуждают дать взятку, идите к ректору, его заместителям, не бойтесь рассказать об этом факте».
– Наверняка многие не идут, потому что боятся последствий, притеснений со стороны преподавателей-коллег.
– Каких притеснений? Подавляющее большинство наших работников – люди порядочные, добросовестные. И мне неприятно, когда отдельные факты взяточничества ложатся черным пятном на весь коллектив.
– Скольких преподавателей совместно с сотрудниками ОБЭП удалось поймать с поличным?
– В 2006 году было крупное судебное разбирательство, когда сразу несколько преподавателей были привлечены к уголовной ответственности. Сейчас в суде Советского района начался суд по факту взяточничества. Причем в этом случае может быть наказан не только преподаватель, но и студенты за дачу взятки. Я хочу обратить внимание читателей на то, что мы впервые приоткрыли тайны внутренней кухни института. И сделали это для того, чтобы абитуриенты, студенты, их родители поняли: администрация ОГТИ заинтересована в искоренении этой проблемы.
Наши повсюду
А вот первого проректора ОГТИ А. Уткина волнует другой вопрос. Почему на фоне десятков других вузов, работающих в Орске, гуманитарно-технологический народом воспринимается как самый неблагополучный в плане взяточничества. И это при том, что именно ОГТИ поставляет педагогические кадры во все коммерческие институты города.
– Если конкретный педагог попался у нас, то предполагать, что в другом вузе он ведет себя иначе, глупо, – комментирует Алексей Алексеевич. – А дело в открытости ОГТИ, нежелании молчать и скрывать факты мздоимства. Согласитесь, что во многом эта проблема упирается в вопросы воспитания, нравственного развития общества. Нынешнее поколение студентов выросло в атмосфере осознания того, что своей цели нужно добиваться любыми путями, в том числе и незаконными. Иначе ты будешь лузером. Не секрет, что многие из ребят поступают в институт только ради получения диплома. ОГТИ берет на себя часть воспитательной работы. У нас развит институт кураторов, которые прикреплены к каждой студенческой группе. Кураторы занимаются в том числе и правовым воспитанием студентов. Также хочется сказать о месте учителя в обществе. Увы, но до сих пор труд педагогов государство не ценит.
Опасайтесь мошенников
– Тем не менее часто приходится слышать, что поступить в ОГТИ без взятки невозможно.
– Я тоже слышала это не один раз, – присоединилась к разговору Г. Шолохова. – Со всем основанием могу заявить: коррупция при приеме первокурсников на бюджетную основу исключена. И вот почему. С 2002 года наш институт участвует в эксперименте «Единый государственный экзамен». Прием на все 27 специальностей вуза осуществляется на основании свидетельств ЕГЭ, которые предъявляют в приемную комиссию абитуриенты.
– То есть сам вуз никаких экзаменов не проводит?
– Нет. Первый этап ЕГЭ проходит в школах под руководством министерства образования Оренбургской области. Вторым, так называемым вузовским этапом, также руководит министерство образования области в лице Управления образования Орска. На втором этапе институт предоставляет помещение, в котором абитуриенты отвечают на вопросы теста, и выделяет сотрудников для обеспечения процедуры экзамена. Наши люди дежурят в коридорах, аудиториях. Они объясняют технику заполнения карт ответов. Заданий тестов наши работники не видят. Пакеты с тестами накануне экзамена привозит из Оренбурга курьер, и они сдаются директору пункта проведения ЕГЭ, которого каждый год выбирают из числа специалистов Управления образования города. Открыть пакет с тестами заранее нельзя, потому как перед началом экзамена целостность пакета проверяется в присутствии абитуриентов. Если выявляется повреждение, тесты заменяют. По завершении экзамена тесты снова упаковываются и увозятся в Оренбург на проверку. Таким образом, сотрудники института работают только с документацией и никак повлиять на конечный результат экзамена не могут.
Что касается работы приемной комиссии, то прием документов от абитуриентов под руководством ответственного секретаря и его заместителей осуществляют студенты, прошедшие специальное обучение. Информация о каждом абитуриенте вносится в базу данных компьютера. Одновременно через Интернет формируются база данных Регионального центра обработки информации (РЦОИ) в Оренбурге и Федеральная база свидетельств (ФБС) в Москве. Получается, что работа приемной комиссии контролируется сразу двумя инстанциями.
– Очень часто возле института крутятся люди, которые предлагают абитуриентам, их родителям за определенную плату гарантированное поступление. При этом идет ссылка на связи с руководством вуза.
– Это мошенники. Система их работы отлажена. Если ребенок поступает, то аферист говорит, что это полностью его заслуга и деньги потрачены не зря. Если нет, то деньги тут же возвращаются. Поймите, что помочь с поступлением невозможно даже по техническим причинам. Любая ошибка моментально выявляется программой компьютера, и о ней информируются РЦОИ и ФБС.
– А возможны ли какие-либо махинации на стадии зачисления?
– Нет. Зачисление абитуриентов в ОГТИ также проводится при помощи компьютерной программы. Так что, уважаемые абитуриенты, родители, не тратьте понапрасну деньги, рассчитывайте исключительно на собственные знания.
Хочется думать, что реформы, предпринятые в сфере образования за последнее время, и в самом деле повлияют на падение уровня взяточничества в высшей школе. А студенты будущего так и не узнают истинное значение выражения: «Дать на лапу».
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024