Талант высокого искусства, или Как закалялся звон
- Общество
- 30-07-2008
Волшебными, чарующими звуками переливаются церковные колокола. Они располагаются на самом верху церкви, что создает впечатление, будто музыка звучит с самих небес. Однако колокольный звон – это особый творческий процесс, целое искусство, которое рождается благодаря человеку.
Храм Преображения Господня имеет свою колокольню давно. Каждый день оттуда слышится мелодичный перезвон. Он разносится далеко по окрестностям Старого города. Жители близлежащих домов к этой музыке уже привыкли. Для большинства же звон колоколов представляется некой диковинкой. Явлением известным, но не совсем обычным среди городских будней.
Как-то и мне удалось стать невольным слушателем колокольной мелодии. Долго смотрю на источник величественных звуков, но под куполом храма очертания колоколов едва различимы. Получилось точно так, как в известной поговорке: слышишь звон да не знаешь, где он. Идея знакомства с человеком, который сильными руками приводит в движение колокольный механизм, родилась мгновенно.
Мастер-самоучка
А. Карпунин пришел в церковь, будучи учеником общеобразовательной школы. Работу пономаря, то есть помощника при службе, начинал в Покровской церкви. Там первый раз и увидел колокольный свод. Он произвел огромное впечатление на парня. Казалось, что торжественные звуки издает какой-то новый, неизвестный ранее музыкальный инструмент. Появилось желание самому научиться управлять колоколами. Большие, средние, маленькие – сначала они никак не хотели поддаваться рукам новичка. Но терпение и труд, как говорится, все перетрут. Первый бесценный опыт, полученный на колокольне Покровской церкви, заложил тогда основу будущего таланта.
В храме Преображения Господня Александр продолжил работу пономаря. И колокола по-прежнему занимают важное место в его жизни. Сейчас Карпунина можно смело назвать звонарем со стажем. На протяжении четырнадцати лет он каждый день поднимается на колокольню. Усилием рук вновь и вновь рождается неповторимый переливчатый звон. Звонить для Александра – это и одна из обязанностей пономарской службы, и любимое дело, и призвание.
На безымянной высоте
Возможность увидеть своими глазами, как осуществляется ежедневный процесс подачи звона, выпадает редко. Поэтому считаю, что мне повезло. После будничной службы мы с Александром поднимаемся на колокольню. Признаюсь, дело это оказалось не таким уж и простым. Лестница, ведущая наверх, в некоторых местах очень крутая. К тому же где-то нужно было вовремя успеть пригнуться, чтобы не удариться о выступы в стене.
Зато, когда мы оказались на месте, взору предстала потрясающая картина. Город будто лежал у ног. С высоты птичьего полета он казался огромным цветным ковром, а солнечная погода делала этот пейзаж еще более впечатляющим.
Сама колокольня занимает небольшое пространство. Колоколов здесь девять. Отлитые в Каменск-Уральском в 1998 году, они тем не менее считаются новыми. Полноправные хозяева колокольни вольготно расположились слева и справа, будто окружая со всех сторон плотным кольцом. От языков каждого из них тянутся веревки, которые сходятся в одном месте. Именно там и становится звонарь. Как дирижер, он работает руками, поочередно дергая то за одну, то за другую веревку. Колокольный оркестр приходит в движение и начинает играть. Будничный звон длится не более трех минут, но этого времени вполне достаточно, чтобы убедиться, как своеобразна и по-своему уникальна эта музыка.
Цари, цветы и немного романтики
Появление колоколов непосредственно связывают с одним преданием, пришедшим из глубины веков. Некоему святителю Павлину Епископу Наванскому приснился необычный сон. Он видел, как идет по большому полю, сплошь усыпанному нежными колокольчиками. Неожиданно налетевший ветер привел их в движение и начал качать из стороны в сторону. Вдруг стал разноситься удивительно мелодичный звон. Точно невидимый музыкант играл на своем инструменте. Оказалось, что волшебные звуки исходят от голубых колокольчиков, склонившихся к ногам святителя. После этого видения он задался целью отлить колокола, подобие тех цветов, которые издавали бы такой же звон. Хотя происходило это более полторы тысячи лет назад, осуществить задуманное все же удалось. Но широкого распространения колокола тогда не получили. На Западе стали активно претворять их в жизнь только несколько веков спустя.
На Руси колокола стали появляться после принятия христианства. Отношение к ним изначально было особое. Сразу же обнаружилось, какую важную роль они играют в жизни общества. Звоном колоколов созывали на собрание, праздник или другое важное событие. Если же чувствовалось приближение какой-то опасности, то это был первый источник, извещавший о наступающей беде. Поэтому не случайно установка колоколов на русской земле носила повсеместный характер.
Особую популярность они завоевали во время правления Ивана Грозного. Возвращаясь на Родину после очередного завоевания земель, он давал приказ переплавлять колокола, делая их больше. Это было символом того, что за счет покоренных княжеств увеличивались и владения Руси.
Известен еще один исторический факт, связанный с колоколами. Раньше отливали их, что называется, не выходя из дома. Рядом с церковью вырывали котлован под форму колокола и приступали к литью. В народе тогда существовал обычай, а если точнее, целая традиция. Во время отливки люди кидали в расплавленный металл серебряные монеты. Вот почему в старинных колоколах, помимо меди и олова, присутствует еще и какой-то процент серебра.
Хлопотливое хозяйство
Стать настоящим звонарем – это значит не только овладеть блестящей техникой подачи звона. Нужно прежде всего любить свое дело. Карпунин согласен с этим целиком и полностью. Он когда-то влюбился в колокольную мелодию, да так и не смог больше с ней расстаться. Его забота о колоколах сродни родительской ласке. К слову, ухаживать за такими «детьми» нужно постоянно. Задачей звонаря является проведение обязательных профилактических работ. Где-то подкрутить болты на креплениях, где-то проверить исправность языков и прочность веревок.
Александр рассказал и об особенностях приобретения полного колокольного комплекта. Здесь тоже своего рода искусство. Во-первых, важно, чтобы был представлен весь звукоряд. Для этого нужно учитывать, что высота и качество звука зависят не только от размера и толщины стенок колокола, но и от пропорций сплава, ушедшего на его изготовление. Во-вторых, не так-то просто решаются вопросы, связанные с транспортировкой и установкой такого музыкального состава. К тому же колокола – удовольствие не из дешевых: цена колокола крупных размеров может достигать миллиона рублей и выше.
…Спустившись с колокольни, вновь поднимаю глаза на эту обитель музыки. После того, как удалось здесь побывать, родилось ощущение причастности к какому-то священному таинству. Там, наверху, казалось, что звуки не только слышишь, но и видишь. А вот завести диалог с колокольным искусством – привилегия избранных.
Екатерина Харытыныч, студентка 3 курса ОГТИ.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024