Ворота в небо в надежных руках. Местные авиаторы отметили юбилей аэропорта «Орск»
- Общество
- 26-08-2008
На днях в театре драмы состоялось празднование 50-летнего юбилея международного аэропорта «Орск». Эта дата небезразлична не только авиаторам. С рождением орского воздушного причала связаны судьбы тысяч орчан. Это предмет их особой гордости. Ведь появился он в результате народной стройки, которую без преувеличения можно назвать стройкой века.
Эпоха созидателей
И вот мы в переполненном зале. Вижу много знакомых лиц, известных и уважаемых в городе людей.
– Работники предприятия, – звучат слова ведущего, – как настоящие воины, боролись за жизнь своего детища. И смогли не только отстоять его, но и крепко поставили на ноги. Хотя согласно существовавшим нормам город не имел права на такой объект. Поэтому сегодняшний праздник – не просто день рождения орского аэропорта, а день чествования всех бойцов – тружеников нашего небесного порта…
Да, действительно, то, что они свершили, достойно памяти не одного поколения. И, отдавая дань уважения и благодарности тем, кто стоял у истоков открытия аэропорта, организаторы торжества приглашают их на сцену.
Вот Томин – почетный гражданин Орска. С 1975 по 1988 годы – председатель горисполкома. За время его руководства были подготовлены документы на строительство аэропорта. Владимир Александрович лично курировал стройку, претворял в жизнь задуманный проект, которому теперь радуется весь город.
Зал также дружно приветствует Шапошникова, почетного гражданина Орска. С 1976 по 1990 годы Николай Никитович был первым зампредом горисполкома. На нем лежало оформление документов и получение разрешений на строительство аэропорта, с чем он отлично справился, хотя и ценой невероятных усилий.
Согласно титулу стройка значилась областной. Основным подрядчиком выступал «Облдорстрой». А по зданиям и сооружениям – трест «Орскпромстрой». Его управляющий – ведущий строитель города Виктор Григорьевич Зельцер – руководил штабом по строительству аэропорта. Нелегкая ноша легла на его плечи. Но до сих пор к построенным им объектам нет никаких претензий.
В «Белом доме» был свой специалист – Никаноров. Он жесточайшим образом курировал строительство взлетно-посадочной полосы. Подходил к каждой мелочи с большим знанием дела, очень принципиально.
Позже Анатолий Михайлович работал главным инженером аэропорта. Внешний облик современного аэропорта определил Петр Петрович Приймак, с 1967 го по 1990 год – главный художник Орска, почетный гражданин города. Именно благодаря этому замечательному человеку наша воздушная пристань обрела свое лицо.
На сцену поднимаются Анатолий Александрович Измайлов, заведовавший строительным отделом горкома КПСС, и Виктор Абрамович Франц – глава администрации Орска с 1990 по 1996 годы. Они оказывали постоянную поддержку и помощь в развитии аэропорта.
А вся ответственность за строительство объекта лежала тогда на Колиниченко. В те нелегкие годы Анатолий Федорович работал секретарем горкома КПСС. Он прибыл на юбилей из областного центра и занял почетное место в ряду основателей авиапредприятия.
Зная этих людей, смотришь на них и восхищаешься: какие сильные личности! Как много на них держалось. Конечно, у каждого времени свои герои. То была пора созидателей, когда в полной мере срабатывал лозунг: «Все для человека».
Как это было
Воспоминаниями о минувшей эпохе и о своих соратниках поделился Колиниченко:
– Недавно летал в Москву. Сижу в Домодедово, ожидаю свой рейс в Оренбург и слушаю объявления: «Прибыл рейс из Каира… Начинается регистрация на Париж…» А следом объявляется посадка на Орск. И мне вдруг стало так приятно, что наш родной город в ряду таких крупнейших европейских столиц. И это благодаря тому, что существует аэропорт.
На меня нахлынули воспоминания. В памяти предстал Петр Ильич Меркитанов, председатель Орского горисполкома. Обаятельнейший человек. Он первый пробил брешь в решении проблемы строительства аэропорта. Это его усилиями в 1974 году в тематический план на работу Алма-Атинского института КазАэропроект попала строчка: «Обоснования строительства аэропорта города Орска».
Приехал главный инженер проекта, и мы выбирали площадку. Я тогда заведовал стройотделом горкома партии. Совсем некстати оказалось постановление ЦК и Совмина о сокращении строящихся объектов и уменьшении «незавершенки», в результате чего наша строчка пропала. Но потом вышло постановление ЦК КПСС об Орской партийной организации. В том документе, определявшем перспективу Орска на 5 лет, был задействован весь город: и районы, и городская власть, и партийная организация. А через некоторое время появилось постановление Совмина, где пропавшая строчка по орскому аэропорту вновь всплыла.
В Совмине России нам заявили: если хотите строить такой объект, собирайте долевые средства своих предприятий. А они у нас были в основном союзного значения. И «отстегнуть» лимиты подрядных работ, передав их на строительство аэропорта, – это очень сложная задача. Шапошников и Томин истоптали все сапоги в Москве. Три года собирали доли. И вдруг после этого нам преподносят «сюрприз». Говорят, что в области не полагается два больших аэропорта. Можете рассчитывать только на малый. Будете летать из Москвы до Оренбурга на больших самолетах, а оттуда – местными воздушными линиями. Не согласны – тогда не получите ничего.
Нас это, конечно, не устроило. Пришел ко мне Томин, стали советоваться. Неожиданно выход подсказал тогда Василий Прокофьевич Портненко: давайте строить взлетно-посадочную полосу шириной не 35, а 45 метров, а в длину покороче. Потом всегда можно добавить. И мы с этой благородной авантюрой согласились. Стали готовить бумаги под местные авиалинии, а проектную документацию делали под большие самолеты. Конечно, такое решение противозаконно, Меня неоднократно предупреждали: положишь партбилет и пойдешь под суд. Но мы уже ввязались в это дело и шли до конца.
Сегодня, как говорится, страна должна знать своих героев. Спасибо всем, кто на моем этапе принимал участие в этой работе: Меркитанову, Томину, Шапошникову, Портненко, Зельцеру, Портникову, Сухареву. Огромные слова благодарности я бы сказал нашему земляку Чайке, управляющему Оренбургским трестом «Дорстрой», директору ОХМК Гуркалову, сумевшему найти средства и профинансировать продление полосы. В историю этой стройки века должно непременно войти имя Сокорина, одного из немногих руководителей области, помогавших нам. Низкий поклон всем рабочим, инженерно-техническим работникам.
Главное богатство – люди
Затем на сцену для вручения благодарственных писем и подарков приглашается С. Сухарев – Заслуженный работник транспорта, директор аэропорта, почти два десятилетия занимающий эту должность.
– Особые слова признательности от нашего коллектива этим людям, стоящим сейчас на сцене, – говорит Сергей Николаевич. – Благодаря им мы работаем в новом аэропорту, с каждым годом наращиваем перевозки пассажиров, принимаем больше самолетов. Постараемся сохранить и преумножить все, что сделали первопроходцы…
Если бы нашлись весы, где можно взвесить результаты труда этого славного поколения созидателей! Перед собравшимися в драмтеатре мелькают кадры документального фильма об истории аэропорта. Сколько впечатляющих моментов!
Вот отрываются от земли и серебристой птицей уходят в небесную даль самые современные самолеты. Но за этой романтической картинкой – ежедневная кропотливая, нелегкая работа множества наземных служб и подразделений, иногда на грани самоотверженности. Идет подготовка взлетно-посадочной полосы, осуществляются подъем и посадка воздушного судна, проводится его высококачественное техническое обслуживание. Около 300 инженерно-технических работников, авиатехников, высококвалифицированных специалистов гарантируют пассажиру полную безопасность полета… За полвека аэропорт завоевал репутацию надежного транспортного причала. Современная взлетно-посадочная полоса (даже на 500 метров длиннее, чем в Оренбурге) и мощная авиатехническая база позволяют принять и обслужить любые типы авиалайнеров: ТУ-145, ТУ-204, ИЛ-62, ИЛ-76 и самый крупный в мире грузовой самолет АН-124 «Руслан» с космическим аппаратом на борту, а также такие иностранные аэробусы, как «Боинг-747».
Слушая эти слова, ощущаешь чувство гордости за свой город и его людей. А организаторы праздника вновь и вновь называют достойные имена и вручают награды.
Слово предоставляется председателю горсовета Л. Березняку.
– От имени главы города и депутатов горсовета, – говорит Леонид Константинович, – поздравляю коллектив и всех орчан. За короткое время наш аэропорт превратился в международный. Но создать, построить – это полдела. Настоящее предприятие состоит не только из зданий и сооружений. Основу составляют люди, для которых тяжелый труд – не обязанность, а любовь к небу – это состояние души. Сегодня нет проблем за один день слетать в Москву и обратно. Можно позавтракать в Орске, пообедать в Москве, а поужинать в Париже. Нынешние коммуникации позволяют Орску участвовать в стремительной жизни, глобализации всего мира и не чувствовать себя провинцией. Березняк вручает награды, присужденные на заседании горсовета лучшим работникам аэропорта. В их числе В. Любарский, А. Агафонов, Л. Хмызова, С. Сухарев.
Примечательно, что авиаторы осуществляют большую общественную работу в масштабе города. Ведется реконструкция авиаспортклуба, оказывается многосторонняя помощь школе № 88, детскому клубу «Энтузиаст», детсаду № 91, местной православной церкви в строительстве храма в поселке Степном. Так что добрых слов заслуживает подавляющее большинство коллектива. Представитель Приволжского управления госавиа- надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, прибывший из Самары, вручает министерские награды. На сцену приглашают А. Фетинина, С. Бачурина, М. Сафронова, И. Горбунова, В. Любарского, И. Осторова, И. Скорого, В. Кузнецова, Н. Слюсарь, Л. Хмызова.
Затем высокий гость сообщает:
– Наше управление осуществляет надзор за 14 аэропортами. Аэропорт «Орск» входит в семерку лучших по показателям трудовой, технологической, производственной дисциплины, по вопросам безопасности полетов…
Много добрых слов звучит также из уст посланца коллектива «Оренбургских авиалиний», главы города Новотроицка А. Великанова, генерального директора «Орскнефтеоргсинтеза» В. Пилюгина, М. Овечкина, представляющего группы компаний «Топливное обеспечение аэропортов».
Не оставило без внимания юбилей орских авиаторов и правительство Оренбургской области.
– Развитие авиации – одно из приоритетных направлений экономики Оренбуржья, – отмечает представитель областного центра. – Кстати, сегодня губернатор области Чернышев встречался с председателем правительства России Путиным по вопросу развития «Оренбургских авиалиний» и вообще авиации нашего региона.
Чествование юбиляров подходило к концу, и мне подумалось: как это здорово, что тружеников города начинают все выше поднимать на щит славы. И подтверждение тому не только этот праздничный вечер. Недавно на площади Гагарина открылся сквер, посвященный памяти летчиков всех поколений. Самолет-труженик, самолет-солдат, самолет-красавец ИЛ-28 обрел достойный вид, стал визитной карточкой Орска. И этот монумент, наверное, можно считать памятником не только авиаторам, но и всем поколениям созидателей, открывших для города дорогу в небо.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024