РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Путешествие в глубинку России – ящеры, синяя птица и яблоки по берегам Волги

Небольшое путешествие в среднюю полосу России для меня стало открытием. За десять дней поездки по Ульяновской области накопилось столько впечатлений, что хватит на ближайший год. Следующим летом обязательно постараюсь лучше узнать ту часть России, которая, как уверены ее жители, старше Киевской Руси.
Ульяновск как музей памяти
Добраться до Ульяновска можно или на машине, или поездом до Самары или Сызрани, а дальше автобусом. После Самары климат меняется на более мягкий. Появляются смешанные леса, травы становятся зеленее и как бы свежее. Замечательным развлечением такого путешествия стала непривычность названий населенных пунктов, рек и озер. На автотрассе Самара – Ульяновск встречается речка Старый Ёрник, деревня Мулловка, урочище Сожженный Бугор и просто Солнечное Поле.
Одна из особенностей автотрасс Ульяновской области – разделение на три полосы. К примеру, по направлению движения можно ехать в два ряда, навстречу – строго в один ряд.
Через каждый десяток километров средняя полоса становится встречной. И все едут уже в одном ряду без права обгона. Такая схема позволяет увеличить пропускную способность дороги. На участках с двумя полосами скоростные внедорожники и легковушки легко обходят грузовики, и длинных заторов не бывает.
Ульяновск чем-то напоминает исторический музей периода расцвета социализма. Если Самара и Оренбург в последние годы интенсивно перестраиваются, то до этого города строительный бум пока не дошел. Нет в области крупных месторождений, нет большой «химии» или металлургии, способных как на дрожжах поднять местную экономику.
Зато удивили люди. Водители маршрутных такси берут плату при входе и не мчат с места в карьер, у пассажиров есть время добраться до сиденья в тесном микроавтобусе. Да и сами ульяновцы спокойнее, приветливее.

Миллионы лет назад
По правому берегу Волги на полсотни километров к северу от Ульяновска тянутся невысокие, покрытые дубравами, липовыми рощами и смешанным лесом уникальные Ундоровские горы. Здесь меня поразили две особенности. В лесах встречаются дикие яблони с довольно крупными и вкусными плодами. А еще в дубравах живет «синяя птица». Чуть больше кукушки, ничем не примечательное серое оперение, но, когда она срывается в полет с высокого дерева и распускает маховые перья, кажется, что она синего цвета.
Уникальные холмы Ундоровских гор состоят из донных отложений древнего моря, прикрытых сверху желтой глиной и богатейшим черноземом. Илистые отложения возрастом 4 миллиона лет превратились в лечебную синюю глину. Многометровые серо-синие пласты хорошо видны по крутоярам волжского берега. В недрах холмов – лечебные минеральные воды, по составу схожие со знаменитой водой «Нафтуся» Прикарпатья.
А на кромке речного берега под обрывами лежат необычный песок и галька. Вымытые волнами реки из голубой глины, обточенные водой камни – это не что иное, как окаменелые останки древних обитателей доисторических морских глубин мезозойского и мелового периодов, дошедшие до наших дней.
Небольшое село Ундоры могло остаться ничем не примечательным захолустьем еще на сотни лет, если бы не прибрежные россыпи доисторических костей. В городе создан единственный в европейской части России палеонтологический музей, экспонаты которого добываются буквально из-под ног. Будет местный житель копать колодец, и, если доберется до синей глины, легко может оказаться, что вместо камня лопата вынет позвонок доисторического чудовища или фрагмент челюсти ихтиозавра. Рептилии и предки современных водоплавающих, похожие на дельфинов, в изобилии водились в тех местах миллионы лет назад.
Достопримечательностью музея считается чудовище, аналог которого столетие искали в одном из шотландских озер. Голова дракона, шея змеи, туловище гигантской лягушки, а вместо лап – огромные ласты. Молодой ящер мог весить почти тонну.
Окаменевший скелет с обкусанными конечностями и без головы нашли несколько лет назад в одном из прибрежных обрывов. Древние кости препараторы музея очистили, реконструировали недостающие части, потом «одели» в папье-маше и покрасили. Пару лет назад чудище морское выставили в зале палеонтологического музея на всеобщее обозрение.
Находкой последнего года местные ученые называют аммонит – раковину, завитую в спираль почти метрового диаметра. Находка не очень редкая, но по размерам превосходит все предыдущие. Говорят, что в музеях Европы есть окаменелые скелеты аммонитов и побольше, но, возможно, главные находки местных ученых еще впереди. Во всяком случае, по обрывам над Волгой в синей глине достаточно непонятных камней разного размера, добыть которые без специального снаряжения просто невозможно: здесь растет непроходимый многокилометровый смешанный лес, а откос уходит сразу в воду.
Гулять по кромке берега, усыпанного такими камнями, зная их происхождение, немного не по себе. В любом осколке видится диск позвоночника или кусочек ребра древнего чудовища, раковины доисторического моллюска. А знаменитые «чертовы пальцы» – белемниты – составляют едва ли не половину прибрежной гальки. Это бывшие хитиновые панцири древних предков кальмаров, превратившиеся в конусовидной формы кусочки кальцита. Говорят, что порошок «чертового пальца» помогает при лечении ран и ожогов.

История и современность
Желтая осень, бурные мутные волны огромного Куйбышевского водохранилища, остатки доисторических костей и прозрачные солнечные дни, сменяющие дождливую погоду, – это впечатления от поездки в Ундоры.
Но стоит перебраться на другой берег Волги – словно попадаешь в иную географию и другой исторический пласт, перемешанный с современностью. У кромки воды лежит золотой песок, а вода – небесно-голубого цвета. Большое село Старая Майна на берегу Волги, пристань в заливе, а дальше по берегу – сосновый лес и зона отдыха жителей областного центра с пионерскими лагерями, базами отдыха. Красиво, земли богатые. И кажется, что воздух старинной серединной России еще не выветрился из дворов и переулков старого села. Кованые петли и щеколды на калитках, столетние избы с заросшими вишней или сиренью палисадниками, с покрытыми зеленым мхом старыми крышами и поленницами березовых дров для бань. Есть и современные двухэтажные особняки.
Старая Майна когда-то называлась селом Богоявленским. Здесь жили рыбаки, углежоги, смолокуры, было очень широко развито гончарное дело. Село с удобной пристанью в заливе было центром торговли зерном.
За селом есть свое городище, раскопки которого подтвердили, что полторы тысячи лет назад здесь жили воины, рыбаки и хлебопашцы. И с недавних пор жители села с гордостью пьют здешний кефир, на упаковке которого написано, что Старой Майне – 1700 лет! Местные жители утверждают, что с их предков пошла земля русская.

Секреты Константиныча
Живет в Старой Майне по-своему замечательный человек Виктор Сурков. От родителей и, главное, от бабки Сурчихи с детства перенял народные секреты костоправства. Раньше народных целителей власти преследовали, а сейчас можно подтвердить свое умение дипломами и заниматься профессией вполне законно. Вот он и помогает людям обрести здоровье. Сельчанин водку не жалует, вместо спиртного на стол как угощение ставит минеральную воду из Ундор да еще вазу с великолепными местными яблоками.
С Виктором Константиновичем мы общались несколько дней. И про местные древности он поведал, и в окрестностях села на его машине побывали, и на старое сельское кладбище заглянули. Константиныч, как уважительно зовут его в селе, без утайки объяснял, как надо заботиться о позвоночнике, утверждал, что именно от его состояния во многом зависит здоровье человека.
От позвоночника зависит работа почек, легких, сердца... Даже репродуктивная способность женщин, случается, невозможна из-за зажимов нервных окончаний. Хороший костоправ может очень многое. Старая Майна запомнилась яблоками из сада Константиныча, которые висят на ветках гроздьями. Оказывается, яблони в Поволжье растут не хуже, чем в Южном Казахстане или Болгарии.
А еще деревня запомнилась щедрой русской банькой. Этому делу отводится необычайно важная роль. Баня есть в каждом подворье. Они строятся и перестраиваются по нескольку раз на протяжении жизни одного поколения. Только во дворе у Константиныча оказалось три бани. Первая построена много лет назад прежними владельцами усадьбы. Купив старый дом с обширным участком, он построил другую, посовременнее. А недавно поставили просторный деревянный сруб из сосны. Мебель в новой баньке самодельная, из липы, моечное отделение с чудо-печью, которая дает отменно горячий и сухой пар. Но, самое главное, есть свой особый ритуал, чтобы укрепить здоровье.
Например, для очистки от шлаков накануне похода в баньку в соляном растворе надо замочить вафельное полотенце и дать ему подсохнуть. В предбаннике, раздевшись, надо усиленно, до покраснения кожи, натереться этим полотенцем. И уже на парильном полке слегка пропотеть, а затем легонько охлопать себя веником.
И еще. Ни в коем случае не выливать воду от запаренного березового веника. Это лечебная вода, напоследок нужно просто обмыться этим настоем – кожа будет чистая и «скрипучая».
И сохнуть после бани надо по особой методе, не надевая лишней одежды, и чай надо пить умеючи. Всех секретов здоровья, рассказанных в волжском селе, не перечислишь. Но их действительно много. Как панацею от всех бед сельский целитель проповедует здоровый образ жизни, профилактику болезней позвоночника, несложный комплекс физических упражнений, русскую баньку. А главное – размеренную жизнь без лишней суеты.
Константиныч приглашал в гости. Но так, чтобы
и времени было вдоволь, и фотоаппарат с диктофоном под рукой. Его накопленного опыта
целителя с лихвой хватит на интересную иллюстрированную книгу. Пожалуй, стоит провести отпуск с пользой, да на берегу Волги. Яблоки, опять же, там замечательные.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.