Чужих детей не бывает
- Общество
- 23-10-2008
В социально-реабилитационном Центре для несовершеннолетних «Росток» живут дети с далеко не детскими проблемами. Об их судьбах и условиях жизни рассказала директор учреждения Т. Фоминых.
В «Росток» отдел опеки и попечительства, ПДН, Центр социально-психологической помощи семье и детям «Согласие» направляют детей в возрасте от 4 до 18 лет, попавших в трудную жизненную ситуацию. «Трудная жизненная ситуация» – это сиротство, жизнь без родителей, которых лишили родительских прав, или они без вести отсутствуют, либо находятся в местах лишения свободы.
«Росток» – временное пристанище. Здесь дети живут, учатся и ожидают своей участи: кто-то вернется в семью, кого-то усыновят, возьмут под опеку и попечительство, кого-то определят в детский дом.
Андрей попал в «Росток» в восьмилетнем возрасте – отец умер, мать без вести отсутствовала. Здесь он жил, учился в школе № 17, после окончания 9-го класса поступил в училище.
До помещения в «Росток» за ним была закреплена квартира, являющаяся муниципальной собственностью. На время пребывания Андрея в детском учреждении управляющая компания вселила жильцов, предоставив им квартиру во временное пользование. По истечении срока действия договора жильцы были обязаны освободить жилое помещение.
В соответствии с законом дети-сироты, имеющие закрепленное жилье, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательных или социальных учреждениях, службы в рядах РА, нахождения в местах лишения свободы.
Прокурор Советского района дал заключение о выселении временных жильцов без предоставления им другой жилплощади. Районный суд признал иск обоснованным, но жильцы квартиры, принадлежащей Андрею, подали кассационную жалобу в вышестоящую инстанцию.
Пока суд да дело, мальчика направили в Центр социальной адаптации, но там он жить не захотел – теперь скитается по квартирам знакомых.
Прошлой зимой нашли двух несовершеннолетних детей без каких-либо документов. Сотрудники «Ростка» даже обращались в передачу «Жди меня», но безрезультатно. У детей не определен социальный статус, их не могут ни усыновить, ни взять под опеку.
Большинство воспитанников «Ростка» – социальные сироты при живых родителях.
Первый раз Максим попал в «Росток» четырехлетним малышом – отца у мальчика нет, мама была в больнице. Выписавшись, она забрала сына, но через несколько лет мальчик снова оказался в «Ростке». Десятилетний Максим не посещал школу, попрошайничал на улицах, чтобы не умереть с голоду. В таком юном возрасте он уже страдает токсикоманией, к тому же мальчик – инвалид, у него врожденный порок сердца.
Этот ребенок относится к десяти процентам «неисправимых» ребят, которые не уживаются в детских учреждениях, где на 80 воспитанников – 100 взрослых, которые день и ночь заботятся о них, где пятиразовое питание, уютные кровати и полная безопасность. Эти дети убегают не из детского учреждения, они убегают к прошлому, привычному образу жизни, где нет обязанностей, где полная свобода. Максим и его младшая сестра не умеют ни читать, ни писать, учиться не хотят, мама-алкоголичка «наградила» детей синдромом бродяжничества.
Но бывает и другая ситуация. Родители девятилетнего Алеши развелись, но продолжали жить в одной квартире. За выяснением несложившихся отношений они упустили сына. Когда мальчик-бродяга оказался в «Ростке», мать опомнилась: устроилась на работу, забрала ребенка.
Детей, проживающих в «Ростке», папы и мамы почти не навещают, но они все равно их ждут – родителей-алкоголиков, наркоманов: других-то они не видели.
У «Ростка» есть хорошие друзья. Это церковь «Благая весть», прихожане которой привозят ребятам подарки на «День именинника», ТД «Евростиль», обеспечивающий канцтоварами, магазин «Сюрприз», предоставляющий ткани для новогодних костюмов, Дня детства, Дня знаний, а коммерческий банк «ВТБ-24» выделил сто тысяч рублей для ремонта здания. На базе моржей, в ФОЦ для ребят проводят спортивные мероприятия. Настоящий праздник для детей – походы в кино и драматический театр.
Ребята, направленные из «Ростка» в другие учреждения, приходят сюда снова и снова, ведь именно здесь их впервые согрели, накормили, выслушали. Воспитатели Р. Узенбаева, Л. Хамлова, Т. Дубанова, Т. Даниленко, Л. Корнева, пытаются научить детей жить по-человечески.
Они надеются, что их усилия не пропадут даром и их воспитанники не пойдут по стопам родителей, станут достойными людьми и никогда не забудут свой «Росток».
(Имена изменены.)
Марина Ларионова
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024