РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

«По Чусовой наматывай, а не против Чусовой!» На байдарках меж двух частей света

Предлагаем вашему вниманию репортаж, написанный нашей читательницей – победительницей фотоконкурса «Лето в объективе-2008». Это увлекательный рассказ о прошедших каникулах, знаменитом туристическом маршруте и об удивительной уральской природе! Итак...
Вот и сбылась наша мечта – отправляемся на байдарках по реке Чусовой! Рюкзаки упакованы, лодки зачехлены, суета сборов позади. Лето, июль, 2008 год. Стоим на вечернем вокзале станции Никель, ждём прибытия свердловского поезда.
Поезд Оренбург – Свердловск встретил нас не очень дружелюбно. Проводница грудью закрыла проход в вагон:
– За перегруз будете доплачивать! – грозно слышится из тёмного тамбура.
Наверное, мы неудобные пассажиры со своими огромными рюкзаками, но законы железной дороги чтим! Каждый рюкзак предварительно взвешен и не превышает установленной нормы в 36 кг. Одеты мы небрежно, по-походному, денег мало, всё своё везём с собой. Глаза горят, много говорим и смеёмся, но не пьяницы и не бродяги – мы туристы-водники. Нас шестеро неугомонных романтиков, двое – девушки. Добровольно и осознанно выдернули себя из привычных цивилизованных условий с горячей водой, тёплым туалетом, мягким диваном, чтобы на целую неделю ворваться в комариное царство, окунуть себя в холодную речку, в дым костров, пропитаться запахом тайги. Едем навстречу своей мечте.

Нулевой километр
Екатеринбург. Вокзал. В полном походном снаряжении бежим на 6 платформу. Здесь уже не чувствуешь себя белой вороной, навстречу идут тоже люди с рюкзаками – мы здесь не одиноки. Уф… Вот и электричка. Посадка. Нам ехать ещё 2 часа.
Станция Коуровка, стоянка – 2 минуты. Рюкзаки, сумки, байдарки летят на землю по конвейеру из человеческих рук. Дорога нас сплачивает. Теперь мы одна команда, работаем на скорость, на один результат. Марш-бросок в 500 метров подальше от «железки», и вот он – берег легендарной реки Чусовой. Сказочную красоту придают ей известняковые и доломитовые камни-великаны. Скалы на Чусовой называют камнями. Их около двухсот. Они возвышаются над водой от 10 до 115 метров и тянутся по берегу до полутора километров. На каждом прикреплена металлическая табличка с названием и километражем. Отсчёт идёт от камня Собачьи рёбра – он считается нулевым километром.
Расчехляем, собираем байдарки. Вещи и продукты укладываем в гермоупаковки. На мосту, откуда намечаем отплытие, собираются случайные юные зрители из местного населения. Под мостом река сужается и имеет резкий поворот с небольшим перекатом, течение довольно-таки сильное. На первом 3-местном каяке «Таймень» кормовым идёт наш старший – опытный водник Пётр Леонтьевич Феонов.
Сильное течение пытается развернуть байдарку кормой вперёд. Прилагаем немало усилий, чтобы выровнять её по течению. Второй лодке идти уже легче, но разворота ей тоже не избежать. Ура! Нам повезло, коварство реки не прошло. Теперь мы с Чусовой на ты. Под одобрительные взгляды невольных зрителей понеслись вниз по течению к новым впечатлениям и открытиям.

Тещин язык и орская тушенка
На Чусовой много мелких перекатов. Местное название – «переборы». Дно в основном каменистое, галечниковое. В русле попадаются крупные валуны – «таши». Уровень воды резко меняется. Иногда в дождливое лето вода поднимается на 4–5 метров. Река довольно живописна и густо заселена, но в середине лета имеет малую глубину. Маршрут оказался очень интересным и познавательным.
За поворотом реки появляется село Слобода. На горе видна церковь, построенная в 1805 году. Плывем дальше, село исчезает из виду. Проходит около часа, и впереди из тумана вновь появляется эта же церковь. Не верится, кажется, что плывем по кругу, что церковь нас манит назад. Но это всего лишь зрительный обман. Тут Чусовая делает одну из своих петель в виде языка. Место так и называют в народе – «Тещин язык», а церковь стоит в начале полуострова, если смотреть по карте.
Туристов на реке – несметное количество. Больше всего групп из Перми. Много туристов, особенно школьников, из Екатеринбурга и Нижнего Тагила. Попадались байдарочники из Москвы и Ижевска, водники из Омска, встречались даже группы иностранцев. Так что в плане повстречаться с дикой необжитой природой нам не повезло... Это еще создавало проблему при разбивке лагеря на ночь. Дров-то хватало, а вот место не всегда находилось.
Много лет не ходили водники из нашего города по Чусовой. Это было заметно при встречах. Зато орскую тушенку знает каждый турист из любого уголка России.

Варвара-краса в красном сарафане
Перед посёлком Чусовым, на 73 километре, мы наткнулись на свежеотстроенную деревню времён XVIII века, она стояла на берегу. Старинный мост, водяная и ветряная мельницы, дом старосты, дома жителей, срубленные из цельного дерева. На наших глазах строители и реставраторы со Свердловской киностудии творили чудеса. Они строили дома и тут же их старили с помощью красок, грунтовок. Через неделю в этом месте должен будет сниматься фильм «Варвара-краса», а потом ещё четыре аналогичных фильма. Нам вежливо разрешили сделать там пару снимков.
Каждый камень на Чусовой дышит историей. Есть, например, камень Разбойник, выступающий глубоко в реку. А на правом берегу перед ним расположен камень Кликунчик. По преданиям, в XIX веке на ровную площадку его выходили девки в красных сарафанах из деревни Кумыш. Они пели и плясали, отвлекая сплавщиков и бурлаков. Потерпевшая крушение барка становилась добычей местных разбойников, выезжавших на лодках к тонущему судну. Особенно был трагичен 1877 год, когда у камня Разбойник в течение дня разбились 23 барки и погибли более 100 человек.
126 километр, село Сулем. Оно существует около 150 лет. На правом берегу строили барки, поэтому место зовётся Пристанью. На левом берегу издалека видна огромного размера ладья. Подплыв ближе, мы обнаружили странный музей под открытом небом. Экспонаты его изготовлены из сельхозорудий, орудий труда, которыми пользовалась в этой деревне многие поколения людей. Вот из них местный житель Гилеев создал причудливые формы в виде лодки, металлической женщины и входных ворот Сулема. Из всех близлежащих окрестностей нанятые им люди стащили всё это в одно место. Что-то приварили, кое-что привязали проволокой. Чудно!
А вот и Коуровская турбаза, основанная в 1934 году. Со дня ее открытия идет отсчет начала здешних организованных туристических путешествий. Через речку переброшен мостик на металлических тросах. От него наверх идет лестница в 100 ступеней. Одной из достопримечательностей турбазы является 400-летняя лиственница. Высота дерева почти 40 метров, окружность у основания более 7 метров.

Выше наших орских труб...
Незабываемый момент: выходим на берег у деревни Ёква – 170 километр. Перед нами отплывает группа из 40 человек. Загрузка продуктов у них идет ящиками и коробками. Забегаем в местный магазинчик, чтобы пополнить запасы провизии. Полки пусты. Спрашиваем:
– Что-нибудь есть покушать?
– Кроме водки и минералки, ничего, – отвечает продавец.
За нами заходит другой турист:
– Ну, это еще шикарно, – говорит, – в предыдущих трёх деревнях магазины сразу на амбарные замки закрылись после посещения водников – товар весь закончился.
Возвращаемся к байдаркам. На берегу стоит моторная лодка, два местных жителя пытаются завести мотор. И тут слышится знаменитая фраза одного из них:
– По «чусовой» наматывай верёвку, а не против «чусовой»! Кому говорю!
... А вот и камень Великан на 214 километре – самый высокий камень на Чусовой, он стоит преградой на пути и заставляет реку повернуть на 90 градусов влево. Великан тянется по правому берегу 1,5 километра и поднимается на высоту 115 метров. Для сравнения, это приблизительно высота трубы плавильного цеха орского никелькомбината. На левом берегу расположена платная стоянка для туристов. Для экстремалов предлагается полет со скалы на двух страховочных канатах под руководством инструктора. Стоит эта услуга 500 рублей.
Маршрут в 235 км по реке Чусовой мы прошли за шесть ходовых дней. Отснято 7 часов видеопленки. Снято 700 фотографий.

Любовь Лукина.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.