РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Странные звуки из сорокаметровой глубины

Сегодня здесь, в районе поселка Лесоторгового, тишь да благодать. Не случайно с приходом тепла в этот район устремляются сотни отдыхающих. Их привлекают живописные места. Хочешь – располагайся на берегу Урала, где можно укрыться в тени раскидистых деревьев. Любители экстрима предпочитают озеро, находящееся неподалеку. Вода в нем прозрачная, но дна не видно, потому что оно скрыто под почти сорокаметровой толщей.
А ведь не так давно даже жить в поселке было опасно. В шестидесятые годы на его окраине действовал каменный карьер, и дома сотрясали мощные взрывы, от которых в окнах выпадали стекла. Да что стекла! Ю. Буданок, один из жителей «Майки», а она стоит на противоположном берегу реки, помнит, как однажды камни посыпались на компанию подростков, загорающих на песке. Тринадцатилетнему Петьке увесистый булыжник угодил по голове, проломив череп. До сих пор живет с металлической «заплаткой».
– Порода летела вверх метров на двести-триста, – вспоминает Н. Жупаник. Николай Викторович прибыл в город в 1958 г. в качестве нормировщика вновь организованной автобазы Минтранстроя. Затем он стал завмастерскими, механиком парка, где насчитывалось около 100 грузовиков.
– Позже я перешел в прорабский пункт треста «Трансвзрывпром», управляемый из Свердловска, – продолжает Жупаник. – Добыча велась старым методом: валуны дробились на месте, из техники – один компрессор, перфоратор, канатно-ударные станки. Выдавали до 3 тысяч кубометров в месяц. Поступило современное оборудование, и результаты поднялись до 15 тысяч. Сюда подходили подъездные пути, камень на железнодорожных платформах отправлялся в Куйбышев.
Тогда на карте Орска еще не было поселка завода тракторных прицепов. На холме, спускающемся к Уралу, находился склад взрывчатых материалов на 100 тонн, обнесенный колючей проволокой. Стояла вооруженная охрана, по периметру бегали собаки. Отсюда доставлялись аммонит и зерногранулит в мешках по 42 килограмма.
– Аммонит представлял собой муку горчичного цвета, зерногранулит – желтого, – раскрывает секреты минувших дней Николай Викторович. – Технология производства несложная. Бурились двадцать скважин глубиной в пятнадцать метров, внутрь помещалась взрывчатка. Ну и все. Звучала команда, все прятались, затыкали уши...
Что происходило потом, теперь остается только представлять. Причем богатого воображения тут не требуется. Достаточно назвать одну цифру. В проделанные отверстия помещался заряд весом 13 тонн! Он поднимал в воздух столько камня, что дробить его хватало на целый месяц. Образовывались глыбы по несколько сотен килограммов, в дробилку они не проходили, и их тоже взрывали.
По словам Жупаника, размеры залегающей породы не поддавались точному определению. Кроме того, она имела особую ценность, поскольку обладала повышенной прочностью, о чем свидетельствовал темно-синий оттенок. Практически разработчики имели дело с монолитом. Они успели пройти два горизонта. Это полных тридцать метров. К концу второго на дне стала появляться вода. Вероятно, подрусловая, Урал-то примерно в ста метрах. Пришлось ее сначала откачивать, а заряды опускать в шурф в непромокаемых рукавах.
Кстати, по этому поводу в народе гуляла байка. Будто вечером карьер, как обычно, покинула очередная смена, оставив всю технику. А утром на том месте появилось озеро.
– Не было такого, – восстанавливает ход событий собеседник. – На мощные взрывы и их последствия жаловались люди. Лет шесть писали в разные инстанции, пока Москва не приняла решение – закрыть. Но главную роль, скорее всего, сыграли природные обстоятельства, которые не позволили продолжать добычу строительного материала с уникальными свойствами.
Уникальным можно назвать и образовавшийся водоем. Его уровень гораздо выше поверхности реки, что озадачивает уже само по себе. Безусловно, впечатляет и глубина. Летом молодежь ходит сюда за адреналином, бросаясь с темную синь с отвесных стен. Метров пять вниз температура еще терпимая, ниже тело уже не выдерживает. Оттуда отдает холодом, что нередко приводит к летальному исходу. В озере водится рыба: кому повезет, попадается весьма крупная. И еще, говорят, оттуда доносятся странные звуки. Может, ненайденные утопленники напоминают о себе?

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.