РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Дети войны. Они по-прежнему в строю

Год назад в УСЗН Октябрьского района появилась еще одна общественная организация – «Дети войны».
– При каждой встрече Нина Сергеевна Пивоварова, министр по социальной политике Оренбургской области, напоминает, что надо искать новые пути сотрудничества с организациями, поддерживать инициативу ветеранов, – рассказывает Р. Кудашев, начальник УСЗН. – Мы об этом стараемся не забывать.
Детям войны пришлось сложно, поэтому, приходя на их встречи, радуюсь, что они еще бодры, участвуют в воспитании молодежи в духе патриотизма.
– Родилась на Смоленщине в многодетной семье, – вспоминает Н. Харченко, председатель клуба «Дети войны». – Папа, коммунист, работал начальником фабрично-заводского обучения. Предприятие было наполовину военным – поставляло прочную фанеру для строительства самолетов. Мама воспитывала пятерых детей. Когда Смоленская область была оккупирована фашистами, отца оставили в тылу врага для работы в партизанском отряде.
Помню, как наша семья не успела эвакуироваться: село находилось рядом с Вязьмой – крупным железнодорожным узлом, немецкие самолеты его сильно бомбили. Мы вырваться из окружения не смогли – вернулись домой. «Хоть крыша над головой есть, как-нибудь переживем», – сказала мама.
Но жить ей осталось недолго. Когда в село вошли каратели староста приказал явиться всем к назначенному месту. Маму как жену партизана, а также женщин – коммунисток, загнали в избу, раздели и стали избивать плетьми. Маму пытали, требовали, чтобы она сказала, где находится партизанский отряд. Потом всех вывели на улицу и расстреляли. Тела свалили в кучу на снег, сверху забросали деревьями.
Мы остались одни, старшей сестре было всего 12 лет, младшей – год. Для немцев мы служили приманкой: отец все равно должен прийти к детям.
Наш скот угнали, съестные запасы забрали. Сердобольная соседка пыталась пронести крынку молока, но староста пригрозил: «Будешь помогать партизанским детям, и тебя убьем!»
Но все же партизанам удалось переправить нас в другую деревню. На окраине стоял нежилой дом, который изредка навещала хозяйка. Однажды ночью принесли тяжелораненого отца. Сестра спрятала его на чердаке и лечила.
Как-то пришла хозяйка и сказала, что знает, кого мы прячем, пригрозила донести старосте. И выполнила обещание. Но сестра успела предупредить отца, он ушел в лес.
Это была наша последняя встреча с ним. Спустя двадцать лет, в 1965 году, мы узнали, как погиб отец, командир взвода партизанского отряда «Патриот Советской Родины». Отряд вступил в неравный бой с немцами, папу ранило, и отступающие партизаны спрятали его в стог сена. Немцы шли по горячим следам и обнаружили отца. Он отстреливался, тогда они подожгли стог. Папу посмертно наградили орденом Красной Звезды.
После войны мы попали в детский дом. Все Бирюлины выучились, получили образование, стали нужными обществу людьми.

Наталья Белова, слушательница школы «Репортер»

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.