РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Кризис – это закономерность: анализ ситуации и прогнозы

Слово «кризис» не сходит с уст россиян. Мы уже привыкли оправдывать им все невзгоды, с которыми приходится сталкиваться. Цены растут? Из-за кризиса. «Коммуналка» дорожает? Снова он виноват. Рабочих с заводов сокращают? Так кризис же!
Но что в действительности скрывается за этим зловещим словом, большинство орчан представляет слабо. Сориентироваться в этом вопросе поможет доктор экономических наук, профессор Орского гуманитарно-технологического института Ж. Ермакова.
– Жанна Анатольевна, что же такое экономический кризис?
– Это закономерное явление, исходящее из принципа цикличности развития. Наукой доказано, что никакая система не может развиваться стабильно: за взлетом неизбежно следует падение и наоборот. Этот принцип проявляется и в биологии, и в астрономии, и, конечно, в экономике.
Экономические циклы могут быть большими, в этом случае от одной точки падения до другой проходит 40 – 60 лет. Пример большого кризиса – Великая американская депрессия 30-х годов прошлого века. А могут быть средними – протяженностью около 10 лет. Тот кризис, который захлестнул мир сегодня, прогнозировался учеными как средний, но сейчас все больше экспертов относят его к большому. Если они правы, нас ждут очень серьезные испытания.
– Почему мы раньше не сталкивались с этим явлением?
– В нашей стране экономические кризисы ХХ века не имели явного проявления. Во-первых, в прошлом столетии его захлестывали социальные катастрофы, которые по негативным воздействиям перекрывали все остальное – это и Гражданская, и Великая Отечественная войны. А во-вторых, экономическая система СССР была изолирована от мировой.
– Значит, Россия зря интегрируется в мировую экономику?
– Нет, это необходимый процесс... если, конечно, мы не хотим быть изгоями, как Северная Корея. Однако мировая экономика – это не только большие возможности, но и большие риски, а у России нет надежной страховой системы рисков и бизнеса, которая могла бы минимизировать негативные последствия потрясений. В развитых странах Запада она действует эффективно, поэтому нынешний кризис всерьез интересует только владельцев крупных корпораций, рядовые граждане, если они не связаны крупными кредитами, почти не ощущают на себе его воздействия.
В России же пока не развитая рыночная экономика, а тот самый капитализм, ужасы которого описывал Ленин. У нас удар принимают на себя не держатели капитала, а рядовые работники. Как только возникли слухи о наступающем кризисе, собственники большинства орских предприятий воспользовались ими как предлогом и кинулись сокращать работников, урезать зарплаты. И это не от безысходности – еще прошлым летом многие из них рапортовали о впечатляющих прибылях. Казалось бы, раз создался такой запас, поработайте год-полтора в убыток, сохраните коллектив! Но наши капиталисты срабатывают четко: моя прибыль – это мое, а завод пусть выживает как хочет.
В этой ситуации интересен пример Генри Форда. Во время Великой депрессии он из личных средств выделял рабочим значительные суммы денег. А легендарный Ли Якокка, вытянувший «Крайслер» из затяжного кризиса, в течение двух особенно тяжелых для компании лет «платил» себе символическую зарплату в 1 доллар! Конечно, он был состоятельным человеком, денег ему на жизнь хватало... Но ведь и наши собственники, если поделятся с коллективом, без куска хлеба не останутся, зато к выходу из кризиса завод сохранит силы. К сожалению, чувства социальной ответственности нашему бизнесу очень не хватает.
– Ваши прогнозы? Как долго продлится кризис?
– Я считаю, что, если правительство сможет вести себя грамотно в финансовом и правовом поле, точка падения будет пройдена в конце 2009 – начале 2010 года. Но обратный подъем, возможно, сильно затянется – в отличие от стран с развитой рыночной экономикой России грозит длительный период стагнации. Чтобы ускорить восстановление, нашей стране понадобятся мощные стимулы. Внешний толчок не заставит себя ждать, сразу по окончании кризиса цены на нефть должны пойти вверх. А чтобы «подтолкнуть» восстановление изнутри, необходимо внедрение инноваций: строительство заводов с передовой технологией и модернизация действующего производства. Кстати, курс на инновации существовал и в СССР, только называлось это тогда научно-техническим прогрессом. Например, покупка технологии у «Фиата» в свое время дала мощнейший стимул для развития ряда отраслей промышленности.
– Ваш совет специалиста: как предприятиям с наименьшими потерями пройти этот сложный период?
– Сначала нужно оптимизировать затраты. Но, я настаиваю, нельзя урезать и без того мизерные зарплаты рабочих, лучше заняться управленцами. Обычно неестественно раздутые зарплаты топ-менеджеров обосновываются якобы повышенным уровнем ответственности. А вот в Норвегии законодательно установлено, что самая низкая зарплата на предприятии не может быть меньше 40 процентов от самой высокой – и все предприятия работают, и с ответственностью проблем нет!
Кроме того, собственникам нужно снова учиться работать в полную силу. Ведь за несколько лет стабильного роста многие из них решили, что дело будет развиваться само по себе, а усилия, приложенные когда-то для создания бизнеса, дают им право отстраниться от работы и лишь принимать финансовые отчеты. Теперь придется вспомнить те времена, когда они работали сутками напролет, чтобы из «челноков» превратиться в бизнесменов.

Павел Лещенко

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.