Бортмеханик Иваныч прошел войну от Моршанска до Кенигсберга
- Общество
- 08-05-2009
Вчера мы побывали в гостях у ветерана Великой Отечественной Ф. Шарапенко. Зимой 1941 года 18-летним пацаном он был призван на фронт и прошел всю войну от Моршанска до Кенигсберга. И сегодня, несмотря на свои 86 лет, выглядит молодцом.
Война нарушила планы
Бодрый, я бы даже сказала, моложавый, неунывающий и радушный. Таким мне запомнился Федор Иванович Шарапенко. Честно говоря, собираясь на встречу с ветераном, представляла его совсем по-другому. А когда увидела, язык не повернулся даже про себя назвать стариком. О стариках напомнил он сам, а точнее, об известной всем киноленте Леонида Быкова. На вопрос о том, в каких войсках довелось служить, ответил: «Помните фильм «В бой идут одни «старики»? Был там такой бортмеханик Макарыч. Это про меня».
Уроженец Гомельской области, Ф. Шарапенко после окончания десятилетки в мае 1941 года подал документы в Киевское танковое училище. Но стать танкистом ему было не суждено – война нарушила все планы. В военкомате Феде сказали, что о поездке в Киев и речи быть не может: город постоянно бомбили враги.
Бомбили «мессеры» и «фоккеры»
– 12 июля всех молодых людей призывного возраста, опасаясь прихода немцев, из Гомеля стали вывозить, – вспоминает ветеран. – Так мы дошли до орловских лесов. Там нас уже ждали «купцы». Статный майор-авиатор отобрал меня вместе с другими 150 пацанами в Новохоперскую техническую школу. Вскоре, получив специальность авиационного механика, я был отправлен в Моршанск.
А затем замечает:
– Да что про меня писать, разве я герой какой? Готовил аэродромы, чинил технику, ходил в сопровождения наших бомбардировщиков...
Здесь Федор Иванович явно скромничает, ведь во многом от простого авиационного механика зависели жизни летчиков эскадрильи. В битве под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге такие, как Федор Шарапенко, на самолетах Лавочкина прикрывали советские ИЛы. Да и от немецких «мессеров» и «фоккеров» им доставалось немало.
– Помню, как однажды (было это на Прибалтийском фронте) еле в живых остался, – продолжает рассказ ветеран. – Молодой летчик не вернулся с задания, и мне вместе со вторым пилотом, который приблизительно знал, где был сбит самолет, дали задание разыскать парня.
Сначала мы чуть не нарвались на минное поле, а затем вышли к своим, на передовую. Бойцы указали, что видели, как самолет упал в районе болота. В общем, нашли мы нашего летчика, но тот уже был мертв. Вытащили парня, завернули в парашют, чтобы хоть похоронить по-человечески. Вдруг налетели немецкие бомбардировщики... Спастись удалось чудом...
В живых осталось только трое
– Федор Иванович, а Вы напутствовали летчиков перед вылетом на задание, как бортмеханик Макарыч? – интересуюсь у него, чтобы прогнать грустные воспоминания.
– А как же, – отвечает он. – Однажды я даже разрисовал самолет командира на манер немецких «бубновых» «фоккеров» и «драконовских» «мессеров». В одном разрушенном селении, неподалеку от города Великие Луки, мы нашли вытесненную на жести икону Георгия Победоносца, изображение с которой я и срисовал на борт нашего Жоры (командира. – Прим. авт.). Жаль только, от смерти его это не уберегло. Вообще, из 20 молодых летчиков, моих ровесников, в живых осталось только трое. Нашему же брату повезло, хотя до моего прихода в 50 полк там полегла половина личного состава, в том числе и бортмеханики.
– А где довелось праздновать победу над Германией?
– В Прибалтике. 9 мая 1945 года от радистов узнали, что война наконец-то закончилась. Но после этого нам еще два дня пришлось воевать – прижимать к морю немецкую группировку, чтобы та не попала в тыл.
Без дела не сидит
После окончания войны Федора Ивановича перебросили в Белоруссию. Лишь в 1948 году он, демобилизовавшись, вернулся на родину. Через три года окончил Гомельский железнодорожный техникум и был отправлен машинистом на орскую железную дорогу, где проработал до самой пенсии. Да и сейчас, несмотря на солидный возраст, без дела не сидит. Чинит обувь, латает валенки. Все соседи знают, что лучшего сапожника в округе, чем дед Федор, не найти. Есть у ветерана и еще одно любимое занятие: игра на балалайке. Сядет у окна, возьмет в руки инструмент – и на душе веселее. Порадовал своей игрой он и журналиста «ОХ». Доброго Вам здоровья, Федор Иванович!
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024