РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

День третий. Чисто прибранная Башкирия

Ранним утром мы уехали из Жигулевска. Нам предстояло найти озеро Аслы Куль, расположенное в Давлеткановском районе Башкирии, выйти там в эфир и после небольшого отдыха ехать в горную часть республики – в Башкирский заповедник.
Приметы смены местности и климатической зоны – холмистая лесостепь, нефтяные качалки и много чистеньких башкирских деревень.
Озеро Аслы Куль нашли после долгих поисков. Пролил дождь, и автомобиль мотало по сырой глине проселков, занося от обочины к обочине. К месту ночевки добрались под вечер, но долгий переезд стоил того, чтобы увидеть крупнейшую жемчужину Башкирии. Зеркало плеса примерно 6 на 8 километров. Вода чистая и теплее, чем вечерний воздух. По берегу отдыхающих не меньше, чем в выходные по берегам Урала, Ори и Большого Кумака под Орском. Когда к берегу подплывали лебеди или утки, народ выстраивался по берегу, чтобы кинуть им кусочек хлеба или просто полюбоваться красивыми птицами.
Водная гладь – идеальное место для работы коротковолновой радиостанции. Нарабатывались контакты с Новой Зеландией, Англией, Северной и Южной Европой, со странами Дальнего Востока. Радиолюбители висели в очереди на нашей волне, чтобы зафиксировать связь.
Утром следующего дня на берегу появились телевизионщики канала БСТ и «белые воротнички» местной власти. Снимали сюжет об экологии. Это было очень кстати, появилась возможность расспросить о сохранении чистоты природы.
Соседи по географии оказались хитрецами. Часть берега озера, где располагаются на отдых дикари, сдали в аренду предпринимателям. Те собирают с каждого владельца автомобиля плату в 100 рублей за цивильный отдых. А взамен по берегу установлено несколько туалетов, приезжают машины для сбора мусора, с понедельника по среду проводят тотальные уборки прибрежной зоны. Если мусор не убирать, то берег превратится в свалки, похожие на наши, где к концу лета отдыхать уже противно из-за мусора, раскиданного где попало.
Из разговоров с отдыхающими следовало, что туристы готовы платить и больше, лишь бы можно было приезжать на чистый берег.
Неожиданно любезны были местные автоинспектора: доброжелательно поглядывая на эмблемы Всемирного фонда флоры и фауны с изображением бабочки и леса, подсказывали, как лучше проехать к Башкирскому заповеднику.
Поселки глубокой провинции, расположенные в предгорьях Уральского хребта, просто оглушили, казалось бы, несовместимыми вещами: девственной прибранностью и новостройками. Видно, что у администрации поселений хватает и средств, и воли содержать территории в отличном состоянии. Не только административные центры огорожены декоративными металлическими решетками, территории покрыты газонами, дорожки выложены тротуарной плиткой, но и у домов поселян нет покосившихся заборов, да и брошенных домов тоже не видно. И главное, упаковок от сигарет, мороженого и прочей ерунды на дорогах не валяется. Может быть, провинциалам стыдно сорить на чистых улицах своих поселков? Ответа не нашел, но на одной из трасс увидел выкрашенные в красный цвет бетонные кольца для мусора, оставляемого проезжающими. Над емкостями надпись: «Спасибо за чистую дорогу». Уверяю читателей: мусор по обочинам в тех местах Башкирии не валяется. А в горных районах по обочинам проселочных грунтовых дорог – остановочные павильоны из свежих срубов. И ни одного «автографа» на бревнах.
По этим проселкам дотянули до южной границы Башкирского заповедника, проехав около пятисот километров и потратив на дорогу почти целый день. Разбили стоянку на опушке леса, богатой клубникой. Александр Назаров к тому времени провел несколько десятков связей с коллегами из разных стран. Прошел контакт с американцем, кто-то из российских коллег посетовал, что поздновато узнал про экспедицию, успел зафиксировать только выход из Жигулевского и Аслы Куля.
Возвращение в родную Оренбургскую область можно было считать окончанием путешествия. И первой приметой малой родины стала мятая сигаретная пачка, вылетевшая из окна едущего впереди автомобиля. А когда подъезжали к Орску, еще одна местная примета: пожарище у стелы на въезде, сгорели лесопосадка и большие тополя. Грустное возвращение.
Когда подвели итоги, оказалось, что за неделю проехали 2400 км, побывали в пяти заповедниках, национальных парках Башкирии, Оренбургской и Самарской областей. Назаров наработал около тысячи радиосвязей со множеством стран мира. Я же увидел, как в самых разных уголках страны люди уже привыкли жить в чистоте и уюте, приучились прибирать за собой, не палить понапрасну леса и степи.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.