РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

«Теряя в снегу деревянные башмаки...»

В сорок втором году Ксения приехала из Никольского в Орск учиться в ФЗО, где готовили кадры для механического завода. Тогда ей было 14 лет. «За пять месяцев вы должны стать токарями-операционниками», – это был приказ руководителей завода.
Работа и учеба слились. Подростки трудились самоотверженно, невзирая на тяготы тыловой жизни, и не жаловались: у многих родители и деды воевали. Холодные цеха принимали ребят сначала на 8, потом на 12 часов. Один выходной, раз в месяц, казался маленьким счастьем.
– В те годы снега было по пояс и выше, – вспоминает ветеран труда Ксения Ивановна Гоблина, награжденная орденом Трудового Красного Знамени. – Пробираемся к цеху, утопая в сугробах, теряя в снегу незамысловатую обувку – верх из мешковины, низ деревянный. Столовая выдавала паек – маленький кусочек хлеба. Жили мы в бараках в так называемом молодежном городке, по три-четыре человека в комнате. Мечтали об одном – вот бы сейчас целую булку хлеба!
В цехах шло соревнование за звание гвардейца трудового фронта, и Ксения стала им. Частенько проводились субботники по сбору металлолома, никто не ныл, что тяжело после 12 часов работы у станка собирать железки.
– Помню, как в сорок четвертом наш цех № 8 стал победителем соревнования. Нас собрали в клубе, накрыли стол, мы наелись досыта. Взрослым парням поставили бутылку водки. К концу вечера она оказалась еще полной: тогдашняя мораль, народное осуждение не позволяли ребятам расслабляться, – продолжает Ксения Ивановна.
Начальник цеха, видя старание девчушки, предложил освоить профессию наладчика, и с этой задачей наша героиня справилась, обслуживая по 10 – 12 станков.
Была, конечно, у подростков маленькая отдушина – танцы. Вот на одном из таких вечеров к ней подошел Леша, отлично одетый по тем временам, пригласил на танец. Она пошла, смущаясь, стараясь, чтобы не бросалась ему в глаза деревянная обувь. Кофточка на ней была хорошенькая, да не ее, а подружки, в бараке менялись небогатой одеждой. Он ей понравился. Даже очень. Пришел через несколько дней в молодежный городок, вызвал Ксюшу. А ей и выйти на свидание не в чем – в замусоленной рабочей телогрейке, что ли? Так и остался в мечтах.
– 9 мая 1945 года по радио объявили громко на весь завод об окончании войны. Мы как были замазученные, так и выскочили со смены – а тут уже праздник со слезами на глазах! Радости не было предела, мы понимали, что начинается новая жизнь. Но работать меньше не стали, – продолжает Ксения Ивановна.
Сейчас она видит переполненные модной обувью магазины, а вспоминает башмаки военного времени – матерчатый верх, деревянный низ...

Любовь Власова, слушатель школы «Репортер»

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.