Преображение
- Общество
- 23-12-2009
Сегодняшний выпуск «Преображения» начнем с публикации записок одного нашего читателя, который пожелал остаться неизвестным.
Кто ближе Христу – злой христианин или добрый атеист?
Не хотелось бы называть своего имени, да оно и не играет особой роли, потому что речь здесь пойдет о довольно распространенных ошибках, которые совершают многие православные в пору своего неофитства. Я хорошо помню, что не хотел креститься. Неверующая мама-пенсионерка посудачила с подружкой-сверстницей (моей будущей крестной), и решили они окрестить великовозрастного разгильдяя. Причины такого решения были, конечно, «истинно христианские»: на всякий случай, чтобы было как у всех, авось болеть сынок меньше станет и т. д. Однако я благодарен той минуте, потому что во время совершения Таинства на меня не иначе как сошла благодать, по-другому и не скажешь. Другими словами, в 1997 году в Покровском молитвенном доме мне все неожиданно понравилось: и купель, и большие старые иконы, и сам крещальный чин. Вели меня в церковь скептически настроенного, а выходил я оттуда крайне воодушевленным.
Так ваш покорный слуга стал православным христианином, не зная при этом ни молитв, ни церковного этикета, ни основ веры. Знакомиться с вероучением начал, конечно же, с брошюрок, которые покупал в иконных лавках. Изучать святоотеческую литературу разумнее, советуясь с духовником, не полагаясь на собственный вкус. Но у меня такого священника, которому можно было бы постоянно исповедоваться, не было. Я бегал из храма в храм, искал новых впечатлений и «набивал себе шишки»: то начитаюсь каких-нибудь листовок, то наслушаюсь устных преданий о конце света или новоявленных чудесах, а моим близким потом приходилось расхлебывать эту кашу в голове их несчастного родственника, «ударившегося в религию».
То, что мне казалось откровением, являлось всего лишь каплей в море информации, из которого сложно выплыть без системного семинарского образования. Но я все же начинал считать себя уже чуть ли не Апостолом, который должен нести Свет миру. Начал записывать на CD и распространять так называемые «православные фильмы». Это, как правило, документальное видео невысокого качества, которое невоцерковленного человека скорее оттолкнет от церкви, нежели заинтересует. Стал покупать серьезные труды святых отцов, например Иоанна Златоуста, или христианских философов, как И. Ильин, но не для собственного душеполезного чтения, а для того, чтобы навязать книжку другому, то есть якобы с просветительско-миссионерскими целями. У самого-то времени на чтение нет, да и неподдельного желания тоже – скучно ведь это, читать о спасении своей души. Гораздо интереснее спасать и поучать другого, недостаточно просвещенного...
Я жил в футляре своей навязчивой идеи и озлоблялся на непонимающих близких. Но вдруг однажды заметил, что мама моя, несмотря на воинствующий напор своего сына, никакого интереса к Иоанну Златоусту до сих пор не проявляет. Крестился я более десяти лет назад, а она за это время к Христу вроде бы не приблизилась. Хотя, с другой стороны, несмотря на богатейшую по своим ингредиентам кашу в моей голове, я получаюсь менее справедливым, менее добрым и менее любящим в своих поступках, нежели моя неверующая мама. Но кто ближе ко Христу – злой христианин или добрый атеист?
Прошло десять лет, а я до сих пор остаюсь неофитом, который не понял главного... Сегодня информация доступна всем благодаря Интернету. Да и люди постарше могут записаться в церковные библиотеки, которые есть во многих храмах. Не хватает сегодня того, что можно прочитать по глазам верующего, по его делам и поступкам. Вот с этой информацией у таких, как я, глухо. В глазах – холод, беспокойство и ожесточение. Не повторяйте моих ошибок.
Не бойтесь оказаться приземленным
Здравствуйте! Я воцерковлен не так давно, являюсь прихожанином одного из орских храмов. Первые шаги в Церкви мне помог сделать один добрый и умный священник. Вскоре я вынужден уехать из города – меняю место жительства. Хотелось бы как-то отблагодарить батюшку, подарить ему что-нибудь на память. Но уклад священнической жизни мне плохо известен, поэтому не знаю, что в этом случае будет уместным и действительно нужным. Может, вы поможете советом?
Александр Л.
На вопрос отвечает иерей Евгений Селиверстов, клирик собора Петра и Павла города Новотроицка:
– Подарите ему теплую шерстяную жилетку под рясу. Она лишней никогда не будет, а на скорое Крещение, когда воду на улице придется освящать, просто необходима.
Уместным будет и что-нибудь для богослужения. Например, ладан хороший греческий, ряса или подрясник, отрез ткани на облачение.
Священнослужитель – это такой же грешный человек, как и его прихожане. Крыльев у него за спиной нет, поэтому не бойтесь оказаться приземленным в сравнении с вашим духовником. У него есть семья, как правило, многодетная, следовательно, могут быть такие же бытовые нужды, материальные заботы, как и у большинства орчан.
Постный стол
Сейчас продолжается Рождественский (или Филипповский) пост, один из четырех многодневных постов. Начался он 28 ноября – на следующий день после празднования памяти святого апостола Филиппа, поэтому и называется также Филипповским. Заканчивается перед Рождеством, 6 января.
Он не очень строгий, уступает Великому и Успенскому постам, так как предваряет радостное событие: приход в мир Спасителя.
Продолжается пост сорок дней, и его иногда называют Малой Четыредесятницей (в отличие от Великой Четыредесятницы – Великого поста).
На протяжении Рождественского поста возбраняется вкушение мясных, молочных и яичных продуктов. До праздника святителя Николая (19 декабря), кроме сред и пятниц, разрешается есть рыбу; после праздника святителя Николая разрешается есть рыбу лишь по субботам и воскресеньям.
Накануне Рождества, в Рождественский сочельник, 6 января, верующие соблюдают более строгие правила: голодание до первой звезды, которая возвещает час Рождения Христова, сразу после чего разрешается есть сочиво или постную кутью. Подкрепившись таким образом, православные отправляются в храм на всенощную службу. А по возвращении ранним утром домой можно и разговеться – вкусить скоромную пищу впервые после продолжительного поста.
Самодельные конфеты из мясорубки
Н. Павлова, проживающая на улице Короленко, сама придумала способ домашнего приготовления постных конфет, когда ее 3-летний малыш заболел диатезом. Сладости ему были противопоказаны, но сынишка растет сладкоежкой, и поэтому пришлось «выкручиваться»... Когда первая партия конфет была готова, сами родители, соблюдающие православный пост, с удовольствием угощались фамильным десертом.
Итак, рецепт таков. Залить кипятком чернослив, курагу, изюм. Спустя время воду слить, а распаренные сухофрукты прокрутить через мясорубку. Туда же можно добавить немного орехов, например арахиса. Из полученной массы накатать шариков и обвалять их в кунжуте. Получаются красивые и вкусные конфетки почти как магазинные. С ними вовсе не стыдно встречать гостей в пост.
Кстати, сахар тут совершенно не нужен, и без него очень сладко. Приятного аппетита!
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024