РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Если завтра буран, город утонет в снегу

Дорога к спецавтохозяйству укатана основательно: здесь и встают раньше, и ложатся позже всех. Служба такая. С утра надо приниматься за уборку улиц и площадей. Затем приходит черед мусоровозов. Тема эта отдельная. Назвать сегодня город чистым, а тем более ухоженным, конечно, нельзя. Но без спецавтохозяйства мы не выдюжим, пожалуй, и недели, окажемся погребенными под сотнями тонн бытовых отходов, которые на официальном языке именуются продуктами жизнедеятельности.Ничего себе - продукты! Между тем, такова проза жизни, и ничего тут не попишешь. К тому же она усугубляется реальной действительностью. Вряд ли этого не знают местные власти, о чем свидетельствует решение горсовета от 26 декабря 2001 года. Оно предписывает руководителям предприятий различных форм собственности и домовладельцам заключить с САХ соответствующие договора в обязательном порядке. Правда, озадачивает установленный срок – до 1 января 2002 г., то есть всего лишь четыре дня. Очевидно, виной тому какая-то протокольная оплошность. Собственно, дело вовсе не в ней. Должной весомости слово депутатов не приобрело - вот что самое печальное.
В Орске одних только торговых точек насчитывается более 300, а договора имеются лишь у 91. Количество домовладельцев превышает 13 тысяч, а взаимоотношения со спецавтохозяйством не оформлены даже у половины. Кстати, за три последних месяца от них поступило 1419 отказов. Объяснения разные: «мусор вывозим сами», «сжигаем во дворе»… Хотя истинная причина одна - скачок тарифа с 2 рублей 54 копеек до 8 рублей. Последствия в виде растущей захламленности окраин не заставили себя ждать. Впрочем, сказывается и уровень культуры населения, для которого свалки на улицах - привычная картина. Более того, призванные служить на общую пользу, контейнеры часто бесследно исчезают и находят себе место за крепкими заборами уже в другом качестве - как емкость для воды или хранения зерна. В поселке Заречном из установленных 8 сразу же украли 3. Сейчас мусор там сваливают просто в кучу - так привычнее, наверное.
- Мы стараемся использовать прогрессивные методы работы, - подчеркивает директор муниципального унитарного предприятия С. Ромасенко. - Постепенно переходим на стационарные площадки для сбора отходов в густонаселенных районах. Люди не ждут назначенного часа прихода машины, которая, к тому же, может и сломаться в пути следования.
Еще как может, но об этом чуть позже. Спецавтохозяйство оказывает населению целый ряд услуг, как значится в его уставе, в целях «удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли». Первая часть задачи удается, вторая - не очень. САХ содержит понтонную переправу через Урал в Старом городе, отлавливает бродячих собак и кошек, в случае непредвиденных ситуаций подвозит питьевую воду. Свалка или, точнее, полигон для захоронения твердых бытовых отходов, что за поселком Победа, тоже на его плечах. Важный объект требует постоянного внимания и немалых затрат.
Иными словами, забот у Ромасенко и его коллектива численностью почти триста человек хватает. К тому же, они практически бесконечны. Плюс отсутствие конкуренции: желающих делать черную работу пока не находится. Казалось бы, в имеющихся условиях, при растущей востребованности спецавтохозяйство должно, если не процветать, то хотя бы безбедно жить и развиваться. Практически оно почти монополист со всеми вытекающими отсюда последствиями и возможностями. Однако, как ни парадоксально, это далеко не так и даже наоборот.
Поскольку САХ имеет статус муниципального, тарифы ему устанавливает местная власть. Другие экономические показатели - тоже. Рентабельность, к примеру, не выше 2 процентов. Кроме прочего нормируется объем бытовых отходов на душу населения в год. Если эта душа обитает в многоэтажке, - 1,25 кубометра, в частном доме - 1,5. Проще говоря, семья из трех человек имеет полное право выходить с ведром к мусоровозу или контейнеру каждый день. Но, по мнению специалистов спецавтохозяйства, из-за перехода торговой сети на реализацию фасованных товаров фактически отходов больше. Значит, растут и расходы на их транспортировку. Это, во-первых. Во-вторых, 90 процентов потребителей услуг САХ составляют бюджетные организации. Они финансируются из городской казны, а ее состояние известно. Причем бюджетники предпочитают платить сначала за тепло и электричество, за все остальное - потом.
В результате подобного расклада спецавтохозяйство без всякого преувеличения влачит жалкое существование. За три последних года, поясняет С. Ромасенко, мы не смогли приобрести ни одной единицы техники. Автомобильный парк на 80 процентов уже отслужил свой срок, последствия - частые поломки, сходы с линии. Не лучше выглядит ремонтная база. В мастерских еще используется токарный станок марки ДИП-300. Аббревиатура расшифровывается как «Догоним и перегоним», следовательно, родом из 50-х годов. Стенд для регулировки топливной аппаратуры появился лишь в прошлом году, да и то списанный. До сих пор стоит здание бывшей конюшни, построенной в 1937-м и используемой под производственные нужды.
Как уже говорилось, объем работ у САХ довольно велик. За прошлый год его доход составил 21 миллион рублей, из которых 20 ушли на необходимые расходы. Оставшаяся прибыль пошла на приобретение металла, запчастей, других материалов. Летом трудовой коллектив собирался бастовать. Требования его были совершенно справедливыми - вернуть долги по зарплате. Возмущение людей удалось погасить. Но ненадолго. Социальная напряженность сохраняется, поскольку жалование и сегодня выдается с отставанием на 2 месяца. Некоторые предприятия предпочитают рассчитываться со спецавтохозяйством своей продукцией. В связи с выходом в свет нового КЗОТа такой вариант теперь исключается. Между тем, кредиторская задолженность достигла 19 миллионов рублей. В любой момент оно может оказаться банкротом. Ситуация критическая, иначе не скажешь. Причем ее острота не уменьшается и в нынешнем году. За январь и, считай, февраль от бюджетников не поступило ни рубля. Горючесмазочные материалы - в дефиците, по этой причине часть снегоуборочной техники стоит на приколе. В зимний период ей необходим трехсуточный запас топлива. Так что, в случае сильного и внезапного бурана город буквально с верхом завалит снегом.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.