Погоня за длинным рублем: жить в разъездах сложно, но заработать можно
- Общество
- 09-02-2010
Финансовый кризис сгоняет многих россиян с обжитых мест. В поисках лучшей доли они отправляются и на московские стройки, и на будущие олимпийские объекты, и на северные золотые прииски. Наш сегодняшний герой, попросивший не называть его имени, в Орск теперь приезжает отдохнуть, а на жизнь зарабатывает за тысячи километров от малой родины. Он согласился рассказать читателям «Работы для орчан» об особенностях такой кочевой жизни.
– В первый раз я поехал на заработки в декабре 2008-го. Тогда на орских заводах начались первые сокращения, многие работяги оказались на улице, и я в том числе. Пару месяцев побегал по отделам кадров, пытался пристроиться хоть куда-то, но все без толку. Подумывал уже пойти в таксисты, но один школьный товарищ предложил съездить с ним в Москву: мол, как раз бригада набирается, нужны люди. Оказалось, что сам он промышляет этим уже больше года, вроде бы разбирается, что почем. Я прикинул: терять-то особо нечего… Собрал сумку – и на вокзал.
– В чем заключалась работа?
– Наша бригада подводила коммуникации к зданию, строящемуся в центре столицы. Рыли траншеи, прокладывали трубы, тянули кабели… В общем, тяжелая работа, не требующая высокой квалификации.
– А бытовые условия? Или предложили устраиваться кто как сможет?
– Нет, условия предоставили нормальные. Жили мы в Перово, это спальный район на окраине столицы. Общага – одноэтажный барак, но с хорошим ремонтом. Комнаты на 8 человек, душ, бытовка, где можно и еду приготовить, и постирать… Шумно, конечно, но к этому привыкаешь. Каждую неделю выдавали деньги на еду и метро.
– Народ подобрался молодой?
– Большинству – 30 – 40 лет. С пацанами, которые никогда не работали, предпочитают не связываться. Много семейных, которые на заработки ездят, чтобы детей прокормить. Был совсем седой мужик с Западной Украины – он уже лет 15 так работает. Причем, по его словам, дома он считается обеспеченным человеком, на заработанные в Москве деньги открыл небольшой магазин.
– Многие из-за границы на заработки приезжают?
– В моей бригаде один такой был. Но вообще на столичных стройках кого только не встретишь! По соседству с нами работали то ли сербы, то ли хорваты – я не очень разбираюсь… В общем, братья-славяне. Они занимались евроотделкой, жили в хорошей гостинице, и платили им явно больше, чем нам. А были китайцы. Тех «упахивали» жутко. Привозили к 8 утра на «ГАЗельке», а увозили уже затемно, тоже организованно. Несколько раз на них устраивала облавы миграционная служба, по стройке шарили люди в красных жилетках. Однажды выловили пару десятков нелегалов, погрузили в автобус и увезли куда-то. Но через день китайцы снова появились.
– А как в вашей бригаде дело обстояло с соцгарантиями?
– Никак, работали-то неофициально. Один паренек из Калуги в первую же неделю разбил руку кувалдой. Шеф дал ему денег на билет и отправил домой. Это еще по-человечески, мог бы без копейки выгнать. Там все жестко, в профком не пожалуешься.
– С зарплатой хоть не обманули?
– Наш наниматель оказался честным, выплатил все, что обещал. Но вообще «кидают» шабашников часто. Понимаешь, тут такая схема… Строит этот дом какая-то крупная фирма. Она получает от заказчика деньги и сдает все «под ключ». Часть работ фирма выполняет сама, а часть поручает субподрядчикам вроде нашего шефа. Тот либо набирает людей напрямую, либо нанимает еще нескольких суб-субподрядчиков с бригадами рабочих. Получается такая пирамида. И часто бывает, что непосредственный начальник сразу после окончания работ исчезает. На московском языке это называется «стереть» работяг. Вот дом построен, ты требуешь расчета. Бригадир предлагает съездить за деньгами, вы вместе заходите в метро, и прямо перед твоим носом он прыгает в уже закрывающиеся двери поезда. И все, ты «стерт». Можно идти на стройку, требовать расчета в главной фирме, но там только посмеются: мол, иди, мужик, ищи своего «суб-суба», мы ничего не знаем… Поэтому те, кто поопытнее, сразу требуют нанимателя показать паспорт – чтобы хоть знать, где его искать в случае чего.
– А куда, кроме Москвы, ты ездил на заработки?
– На Север, к нефтяникам. Но там уже было официальное трудоустройство, по договору. С одной стороны, это, конечно, легче: не боишься «пролететь» мимо денег да и работаешь по своей заводской профессии – все лучше, чем землю рыть. Но есть свои нюансы. Забрасывают глубоко в тундру вертолетом, причем перед посадкой проверяют вещи, чтобы водку с собой не провез – с этим строго, сухой закон. Жить в вагончике вдали от цивилизации тоскливо, дуреешь от скуки. Работа по 12 часов с одним выходным в неделю. Есть своя санчасть, можно подлечиться, если заболеешь. Только оплачиваться время больничного, конечно, не будет.
– Но условия договора соблюдаются?
– Да как сказать… Раз случай был: вахта закончилась, мы засобирались домой. Начальник стал уговаривать задержаться на неделю-полторы, закончить ремонт. Мы уперлись: нет, уговор был на такой срок, уезжаем. Тогда он махнул рукой: как хотите, держать не буду, но и транспорт не дам. А до города без малого два часа лету! Пешком по тундре топать? Мы позлились-поругались, а пришлось остаться. Правда, каждый день переработки оплатили как положено.
– Если бы тебе предложили прежнюю работу в Орске, согласился бы?
– Если с зарплатой докризисного уровня – согласился бы однозначно. Романтика путешествий быстро приедается, а золотых гор шабашками все равно не заработать. Уж лучше дома, с семьей. Только вот производство у нас восстанавливаться, кажется, и не думает. Будем ждать…
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Слоганы писали и победу одержали!
03-12-2024 -
На Кирпичной и Краснодонской не будет света
03-12-2024 -
Школе-интернату – тщательное обследование
03-12-2024 -
На свет появились Иванна и Марианна
03-12-2024 -
Были ребята, а стали Орлята!
02-12-2024