РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Правильный выбор профессии поможет сделать машина

Совсем скоро в Орске стартуют мероприятия традиционной акции «Выбор-2010». Она призвана помочь старшеклассникам найти профессию по душе. О том, как это будет выглядеть на практике, нашим читателям рассказывает начальник отдела профориентации и профобучения городского Центра занятости Л. Варакина.
– «Выбор» – это общегородская акция, которая утверждается постановлением главы Орска и ежегодно проводится усилиями множества специалистов из Управления образования, спорттуркомитета, комитета по делам молодежи... Одним из основных организаторов традиционно является Центр занятости населения. Особой популярностью пользуется наша акция «Старт в профессию». В этом году она будет проходить восьмой раз.
– Лариса Николаевна, в ней участвуют школьники?
– Да, это группы, состоящие из будущих выпускников, то есть учеников 9 – 11 классов. Главная цель встречи – выявить, к какой работе у каждого ребенка существует предрасположенность. Ведь в этом возрасте они еще не очень ясно представляют себе, где можно раскрыть свои способности «по максимуму». Наши специалисты помогают определить это путем компьютерного тестирования. Мы используем проверенные современные методики, которые основаны на выявлении профессиональных склонностей и предпочтений личности. Как известно, с точки зрения трудовой психологии существует пять основных типов: «человек-техника» любит работать с механизмами; «человек-природа» предпочитает заниматься с животными и растениями; «человек-художественный образ» тяготеет к творческим профессиям; «человек-знаковая система» найдет себя, например, в компьютерных технологиях; «человек-человек» более всего расположен к общению... Кроме того, учитывается множество самых мелких деталей, что позволяет программе составить список вполне конкретных профессий.
– То есть выпускник проходит тест, а компьютер выдает ему: «Быть тебе, сынок, электриком»?
– Конечно, все не так просто. Компьютер предлагает достаточно широкий список профессий, причем требующих квалификации разного уровня. Ведь со своими способностями к работе с техникой выпускник школы может стать как рабочим, так и инженером, уровень зависит только от его собственных усилий и предпочтений. Но общее направление все же задается. Очень важно, что названия многих профессий дети слышат впервые. Вот узнает школьник, что из него может выйти хороший, допустим, маркшейдер. Он обязательно заинтересуется: а кто это? А насколько востребован, сколько может зарабатывать? Тестирование не лишает выбора, а наоборот, открывает новые перспективы.
– Сами испытуемые серьезно относятся к результатам, доверяют им?
– Как правило, да. Не раз уже бывали случаи, когда после прохождения теста ребенок приводил к нам своих родителей: «Скажите им, что мне лучше стать тем-то, они не верят...» Ведь часто родители навязывают чаду свои идеалы. Допустим, хочет мальчик стать художником, а ему твердят: «Вот вырастешь, отучишься на бухгалтера, а там делай что знаешь!» Мы пытаемся корректно довести до родителей информацию, что их ребенок психологически устроен как «человек-художественный образ», что работа с калькулятором сделает его несчастным, что, проучившись год-другой в институте, он может забросить образование с простой формулировкой: «Не мое это!» Иногда такие беседы с родителями помогают прийти к компромиссу.
– А сами дети рассказывают вашим сотрудникам, кем они хотели бы стать?
– Мы ежегодно проводим специальное анкетирование на эту тему. Среди прочего определяем рейтинг самых популярных профессий.
– Результаты этих исследований как-то меняются от года к году?
– По нашим наблюдениям, ежегодные изменения незначительны, но, если проанализировать анкеты лет за 5, можно определить интересные тенденции. Например, в 2004 – 2005 годах все поголовно рвались в юристы и экономисты, на рабочие профессии претендовали очень неохотно. Сейчас этот явный перекос преодолевается. Перспективы оцениваются выпускниками более трезво, многие уже не считают, что на завод к станку идти зазорно. Заметно расширился кругозор: если раньше среди школьников «популярностью» пользовалось менее десятка профессий, то теперь их стало в 2 – 3 раза больше. Еще в последнее время значительно увеличилось количество детей, ориентированных на выезд из Орска. Нужно поступить на учебу в другом городе, закрепиться там... Думаю, в первую очередь на это влияет настроение родителей.
– Но, в общем, нынешние школьники к вопросу выбора профессии подходят вдумчиво?
– Да, и мы стараемся помогать им в этом. В начале каждой встречи перед выпускниками выступает специалист, занимающийся анализом городского рынка труда. Он в доступной для молодежи форме говорит о том, какие профессии наиболее востребованы организациями, какие знания и навыки могут привлечь работодателя. Когда это только вводилось в практику, мы опасались, что детям такая серьезная информация покажется скучной. Но они участвуют в таком взрослом разговоре с явным интересом.
– Вносит ли кризис свои коррективы в работу по профориентированию школьников?

– Скорее нет. Кризис – скоротечное явление, если взять его относительно жизни целого поколения. Продлись он хоть год, хоть два, ситуация все же нормализуется. А профессию нужно выбирать без оглядки на временные трудности, ведь зачастую этот выбор определяет всю жизнь человека.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.