Разместить рекламу, поздравление, соболезнование
можно по телефону(Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Орский гуманитарно-технологический институт и единый государственный экзамен

За последние два года на российскую систему образования обрушился целый ряд новшеств. Выпускников школ, гимназий и их родителей больше всего волнует введение в 2002 году единого государственного экзамена.Почему появилась идея единого государственного экзамена? Что такое этот экзамен? Как будет реагировать на введение единого государственного экзамена самый большой государственный вуз восточного Оренбуржья – Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета? На эти вопросы мы и постараемся ответить.
Министр образования Российской Федерации В. Филиппов в одном из своих выступлений отметил: «Сегодня государственный аттестат о среднем образовании, выдаваемый выпускникам, далеко не отражает объективный уровень знаний: ведь отметки в аттестат ставят, как правило, те же учителя, которые обучали школьников… В стране отсутствует государственная, независимая оценка результатов работы учителя и ученика в каждом конкретном случае». Правительство Российской Федерации принимает решение о начале в 2001-2003 годах эксперимента по введению единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ).
Идея ЕГЭ заключается в создании системы объективной оценки качества школьного образования и обеспечения равных возможностей доступа к высшему образованию через совмещение государственной итоговой аттестации выпускников средних школ и вступительных испытаний в вузы. Единые государственные экзамены будут сдаваться, как правило, вне стен школы, в которой учился ребенок, и вне стен вуза, куда он собирается поступать.
Для проведения ЕГЭ региональное управление образования создает государственную экзаменационную комиссию, в состав которой должны входить представители местных органов власти, органов управления образованием различных уровней, родители, представители вузов и общественности. Министерство образования РФ обеспечивает комиссию необходимыми для проведения ЕГЭ контрольно-измерительными материалами (далее – КИМы).
Содержание КИМов не выходит за рамки школьной программы. Составляются контрольно-измерительные материалы в Москве, в центре тестирования. В их разработке принимают участие лучшие методисты и учителя-предметники России. Экзаменационная работа состоит из трех частей и не сводится к системе тестов (заметим, что слово «test» – английское, означает «проверять». У нас под тестом ошибочно понимают только выбор правильного ответа). Третья часть работы – творческая. Например, в третьей части экзаменационной работы по русскому языку требуется написать небольшое сочинение-рецензию по тексту. Первая и вторая части экзаменационной работы проверяются в Московском центре тестирования, а третья часть – предметной комиссией в регионе.
Экзаменационные работы в рамках ЕГЭ оцениваются по 100-балльной системе и отметками (по пятибалльной системе). Шкала перевода баллов в отметки устанавливается Министерством образования РФ. Выпускникам, сдавшим ЕГЭ, выдаются аттестат о среднем (полном) общем образовании и свидетельство о результатах ЕГЭ. В аттестат по общеобразовательным предметам, сданным в рамках ЕГЭ, выставляется следующая итоговая отметка:
- более высокая – при разнице годовой отметки и отметки по ЕГЭ в один балл;
- отметка, полученная как среднее арифметическое годовой отметки по предмету и отметки по ЕГЭ, если разница между ними составляет более чем один балл, при этом округление производится в сторону более высокого балла.
Свидетельство выдается государственным органом управления образованием субъекта Российской Федерации. В свидетельство проставляются баллы по каждому общеобразовательному предмету, сданному в рамках ЕГЭ. Срок действия свидетельства – 1 год со дня его выдачи.
Идея введения ЕГЭ имеет как сторонников, так и противников. Не будем говорить о плюсах и минусах ЕГЭ, отметим только, что в 2001 году в эксперименте по введению ЕГЭ приняли участие лишь отдельные регионы России, однако в 2002 году уже 16 регионов Российской Федерации включаются в эксперимент, среди них и Оренбургская область. Орский гуманитарно-технологический институт (ОГТИ) вместе со своим головным вузом - Оренбургским государственным университетом – участвует в эксперименте по введению ЕГЭ. В 2002 году ОГТИ принимает свидетельства о ЕГЭ и зачисляет абитуриентов в институт по результатам ЕГЭ на следующие специальности: информатика, технология и предпринимательство, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, математика, физика, биология, история, русский язык и литература, безопасность жизнедеятельности, энергообеспечение предприятий.
При подаче заявления о приеме в ОГТИ поступающие, сдававшие ЕГЭ, представляют по своему усмотрению оригинал или заверенную в установленном порядке копию свидетельства о результатах ЕГЭ. Абитуриенты, сдававшие ЕГЭ, могут подать документы в один или несколько вузов. Допускается отправление документов в вуз заказным письмом.
Поступающие, окончившие с медалями общеобразовательные учреждения либо окончившие с отличием общеобразовательные учреждения среднего профессионального образования, проходят только профильные испытания. Перечень профильных испытаний устанавливается вузом. Например, для поступающих на специальность «Математика» в ОГТИ установлены профильные испытания по математике, на специальность «Социальная педагогика» – по истории.
Зачисление в ОГТИ на перечисленные выше специальности проводится на конкурсной основе по результатам ЕГЭ, которые признаются в качестве результатов вступительных испытаний.
На экономический и инженерные специальности (кроме специальности «Энергообеспечение предприятий»), на отдельные педагогические специальности («Педагогика и психология», «Иностранный язык») ОГТИ в 2002 году не принимает свидетельства о результатах ЕГЭ. Абитуриенты, поступающие на эти специальности, проходят приемные испытания в ОГТИ в форме комплексного тестирования.
Поступающие, не согласные с отметкой (количеством баллов), полученной на вступительных испытаниях в форме и по материалам ЕГЭ, имеют право в день объявления результата экзамена подать в письменной форме апелляцию в региональную конфликтную комиссию. Конфликтная комиссия ОГТИ не будет принимать апелляции по результатам вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ.
Устанавливая порядок проведения эксперимента по введению ЕГЭ, Министерство образования РФ одновременно разрабатывает методику планирования и финансирования расходов федерального бюджета на высшее профессиональное образование на основе государственных именных финансовых обязательств (ГИФО) в зависимости от результатов ЕГЭ. ГИФО – документ (свидетельство) о сдаче ЕГЭ с соответствующей отметкой. ГИФО дифференцируется по категориям: 1-я категория – высшая, соответствующая самым высоким результатам сдачи ЕГЭ, далее по убыванию – 2-я, 3-я и 4-я (самая низкая). Разные категории ГИФО предусматривают разное государственное финансирование. Первой категории соответствует наибольшее финансовое обеспечение.
В перспективе предполагается, что при зачислении абитуриент представляет ГИФО в вуз. 1-я категория дает студенту право на 100-процентное бюджетное финансирование обучения. 2–4-я категории такого права не дают. В этом случае студент заключает с вузом договор на свое обучение и вносит разницу между стоимостью обучения и величиной финансового обеспечения ГИФО в порядке, установленном договором между ним и вузом. В каком году будет введено это новшество – пока неизвестно. Ясно одно, что при введении ГИФО остро встает вопрос о разработке на уровне Законодательного собрания области целевой программы социальной поддержки детей из малообеспеченных семей, а также детей, родители которых заняты в бюджетной сфере (врачи, учителя, работники культуры и т. д.).
В частности, необходимо разработать Положение об областном образовательном кредите, так как федеральный образовательный кредит выдается в Сбербанке, на наш взгляд, на кабальных условиях под большой процент.
Необходима также целевая программа о специальной поддержке учащейся молодежи начальной и средней профессиональной подготовки (ПТУ, лицеи, колледжи, техникумы) из малообеспеченных семей и семей бюджетников.
В вузах России каждый год увеличивается число студентов, принятых по договору сверх контрольных цифр приема и оплачивающих свое обучение. Орский гуманитарно-технологический институт – не исключение. Тому есть объективные причины. С 1995 года Министерство образования РФ полностью финансирует институт только по заработной плате, стипендии, электро-, теплоэнергии, и то порой с опозданием. Все остальное – оплата коммунальных услуг, текущий ремонт учебных корпусов, строительство, приобретение учебного оборудования, литературы, компьютеризация – проблемы самого вуза. Он должен изыскать средства. При этом ОГТИ обязан в соответствии с госстандартами обеспечить высокое качество профессиональной подготовки специалиста. Понятно, что для этого необходимы высококвалифицированные кадры и современная, крепкая материальная база. А это – деньги. Мы против платного образования, но вынуждены принимать студентов-«платников».
Однако кое-что мы можем сделать для поддержания таких студентов. В настоящее время институт изучает вопрос льготной оплаты обучения на старших курсах для студентов, окончивших полных два курса без удовлетворительных оценок (на «хорошо» и «отлично») и проявивших себя с положительной стороны (в частности, перевод отличников и студентов, занимающихся на «отлично» и «хорошо» и имеющих 75 процентов отличных отметок, на бюджетное обучение при наличии вакантных мест на данной специальности). Мы продумываем вопрос финансовой поддержки студентов из малообеспеченных семей со стороны попечительского совета ОГТИ. Понимая, как материально тяжело приходится родителям, у которых ребенок учится в другом городе, мы стремимся расширять перечень учебных специальностей на бюджетной основе, чтобы дети орчан могли получить желаемую специальность в родном городе. Так, в прошлом году в ОГТИ были открыты 8 новых специальностей (6 педагогических и 2 технические).
Дорогие выпускники школ, гимназий, лето 2002 года будет для вас нелегким, но мы желаем вам успехов и будем рады видеть вас среди студентов Орского гуманитарно-технологического института.

Г. МЕЛЕКЕСОВ, ректор ОГТИ, кандидат в депутаты Законодательного собрания Оренбургской области по избирательному округу № 42.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.