РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Александр Шелехов: «Шаблонное мышление – беда нашего образования»

Александр Михайлович Шелехов – профессор, доктор физико-математических наук Тверского госуниверситета, депутат Государственной Думы – частый гость нашего города. Хотя до сего дня визиты государственного мужа ограничивались исключительно студенческими аудиториями. Что явно несправедливо. «Орская хроника» стала единственной городской газетой, кому Александр Шелехов дал подробное интервью.- Я в течение многих лет приезжаю в Орск, читаю спецкурсы студентам ОГТИ. И каждый раз убеждаюсь в том, что у нас в стране сохранен немалый образовательный потенциал. В вашем институте замечательные студенты! Как преподаватель и сейчас читающий лекции в вузах Москвы и Твери, я могу сравнивать и делать выводы. Так вот, орские студенты им ни в чем не уступают, а кое в чем даже и превосходят. Более того, в прошлом году ребята мне придумали такое наглядное пособие, до которого до них никто не додумался.
- Александр Михайлович, огласите, пожалуйста, имена будущих гениев физики и математики…
- Имена называть не в моих правилах, чтобы молодых людей не баловать. Пусть выучатся сначала. Но отмечу, что ваши студенты умеют нестандартно мыслить. Здесь это в определенном смысле норма, в отличие от некоторых иных вузов.
- Почему?
- Потому что часто считают, что главное в процессе обучения – это изучение алгоритмов. Шаблон стал бедой нашего образования. А думать-то тоже надо, а не слепо следовать раз и навсегда устоявшимся схемам.
- Видно, не зря сейчас, говоря об образовании, подразумевают в первую очередь реформу. Каково ваше отношение к грядущим нововведениям: 12-летней системе обучения и единому государственному экзамену?
- Этот вопрос непростой, вызвавший уже массу всевозможных дискуссий, точек зрения и т. д. Материалов на эту тему много. Министр образования Филиппов и ректор Высшей школы экономики Кузьмин – зачинатели преобразований - высказались на этот счет, я думаю, в полной мере. Ясно, что переход к 12-летке – процесс объективный и вопрос - хорошо это или плохо? – прямо уже не стоит. Большинство стран мира уже перешли на 12-, 13, и кое-где даже 14-летнее обучение. Понятно почему. Объем информации увеличился невероятно и учащимся трудно его переварить за 10 лет. Конечно, существуют большие технические трудности разного рода: и финансовые, и кадровые. И спешить здесь нельзя. То же касается и единого госэкзамена. В принципе надо четко понимать, в чем новая система экзаменов будет лучше нынешней. Из сельских школ республики Чувашия, где проходил эксперимент, в вузы поступило на 15% выпускников больше, чем в предыдущие годы. Абитуриент, буквально не сходя с места, может поступить в вуз. Единый экзамен позволит в какой-то степени преодолеть и взяточничество – явление для высшей школы позорное. Тем не менее, я считаю, что надо еще года 2-3 поэкспериментировать, тщательно и всенародно обсуждая результаты эксперимента. Хотя то, что ЕГЭ заслуживает внимания, несомненно.
- Судя по всему, нас ожидает массовое высшее образование. В том числе и в силу демографического провала. Как, по-вашему, это хорошо или плохо?
- Количество людей, получающих высшее образование, сейчас очень велико. В этом плане мы, наверное, уже побили все рекорды. Притом, разговоры о том, что вузы переходят на платную основу, не соответствуют действительности. На самом деле бюджетное финансирование высшей школы увеличивается. То есть количество бесплатных мест в вузах сейчас даже больше, чем прежде. Кроме того, сейчас очень много коммерческих вузов. Сам по себе этот факт, я думаю, неплохой. Другое дело, что новые вузы, где даже библиотек нормальных нет, далеко не всегда соответствуют той образовательной планке, которой могут похвастать «старые» классические институты. Деятельность коммерческих вузов в большинстве своем узконаправленна, студентов готовят по так называемым модным специальностям (юристы, экономисты). А качество подготовки в большинстве новых вузов довольно низкое. Поэтому я убежден, что государство должно держать образование под жестким контролем. Это ценность, которую мы потерять не должны. В этом плане хороший пример подает Финляндия, поставившая перед собой цель через 10-15 лет дать высшее образование 80% граждан. Всем понятно, что хорошо образованные люди – это будущее страны.
- В таком случае насколько оправданна в нынешних экономических условиях система ПТУ?
- Судьба ПТУ – тема особого разговора. Потому что в свое время профессионально-технические училища сильно запустили. Я был недавно в одном лицее, которое курирует известный московский завод «Салют». Он взял шефство над рядом учебных заведений, готовя тем самым себе рабочих высокой квалификации. Это не значит, что выпускник лицея обязан идти на завод. Совсем нет. Кто идет в вуз, а кто-то продолжает учиться на станочника, слесаря, кузнеца и т. д. Эта система кадровой поддержки имеет большой потенциал и, думаю, крупные предприятия, заинтересованные в квалифицированных специалистах, будут просто вынуждены обратить внимание на школы и лицеи.
- Это верно, что в 2003 году всеобщую разнарядку на поступление в вуз заменит госзаказ, где бюджетные средства будут выделяться строго по потребностям страны в тех или иных специалистах?
- На самом деле это и сейчас так. Например, ОГТИ получает средства, которые государство выделяет, исходя из определенных нормативов. Хорошо известно, сколько учителей нужно городу, области. Но, возможно, будут новации технического характера с новой схемой финансирования.
- Среднее образование, судя по тому, какой материальный вклад в деятельность школы делают родители учеников, давно стало платным. Не пора ли это признать официально?
- Оговоримся сразу, образование никогда не было бесплатным. Кто вам сказал такую глупость? Образование содержится благодаря бюджету – местному, областному, федеральному. А бюджете - это налоги, которые платят родители. Другое дело, что этих денег мало. Поэтому школы и вузы вынуждены искать дополнительные источники финансирования. Где их искать? У тех же родителей, потому что больше не у кого. Богатые люди пока не заинтересованы инвестировать образовательную сферу. Поэтому кроме государства и родителей школе нашей никто не поможет. Выбора иного нет. У меня дочка учится в 7 классе, и я отдаю в школу довольно много денег – на охрану, ремонт и т.д.
- И вы считаете это нормальным?
- Конечно это ненормально! Но это сейчас реальный выход из положения. Хотелось бы, чтобы денег хватало на все. А если их не хватает? Ведь, как уже было сказано, несмотря на увеличение бюджетных мест в вузах, общее финансирование образования снизилось. Устарела приборная база, ветшают здания, процветают поборы из-за того, что учителя получают скудную зарплату…
- Повысили учителям в декабре зарплату аж на 90%, но она так и не приблизилась даже к тому минимуму, который обеспечивал бы нормальное существование. Учитель по-прежнему получает меньше, чем простой рабочий. Ожидать ли педагогам кардинальных перемен в этом вопросе?
- Судя по настрою правительства и Президента, которые сделали такой решительный шаг, как резкое повышение зарплаты, то да. Вопрос – как скоро? Серьезные вещи нельзя делать впопыхах. Политики, обещая вам завтра бесплатное образование и хорошую зарплату, бессовестно лгут. Для этого бюджет страны должен увеличиться как минимум в два раза. Чего не произойдет ни за год и ни за десять лет. Мы еще, к сожалению, не доросли до того, чтобы выделять определенный процент из валового национального продукта на образование.
- Чем же тогда можно привлечь выпускника педвуза в школу? Наверное, недаром бытует такое мнение, что сейчас в школе остались в большинстве своем непрофессионалы, которым просто некуда больше податься…
- Отчасти, я думаю, так оно и есть. Но наша школа всегда держалась на энтузиастах. И потом, когда это у нас учителя получали достойные деньги?.. Да никогда! Шикарно никогда не жили, всегда под «завязку». Российская школа и ее учителя уникальны. Любовь к детям, профессии подчас ставится выше материальных благ. И потом, хочу сказать, что сегодня пошел обратный отсчет. Особенно это заметно по вузам. По наблюдениям специалистов, «утечки мозгов» стало заметно меньше. Я думаю, это произойдет со школами тоже, где зарплата будет расти, а количество рабочих мест с внедрением новых технологий уменьшаться.
- Проблема, давно ставшая принципиальной. Можно ли учителям бастовать, если им не платят заработную плату?
- Тяжелый вопрос. Честно скажу, я не знаю, как бы поступил, оказавшись на их месте. Не знаю… А с другой стороны, ситуация часто оказывается не такой тяжелой, чтобы доводить дело до забастовки. Многие бастуют, «заведенные» политиканами. Но учителям, доведенным до отчаяния, определенно надо помогать.
- Александр Михайлович, и напоследок вопрос «на засыпку». Россия может считаться образованной страной?
- Несомненно. Если говорить об уровне развития человеческого потенциала, который включает в себя степень образованности и уровень дохода граждан, то Россия находится где-то в середине списка. А если говорить о количестве людей, получивших среднее образование, то мы в первых рядах. И не хотелось бы, чтобы Россия потеряла это свое преимущество.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.