РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Ограниченные возможности... и безграничное трудолюбие

На страницах «Работы для орчан» мы не раз писали о том, как переживают экономический кризис работники разных предприятий – от промышленных гигантов до мелких торговых фирм. Каково же в это тяжелое время, когда работу теряют сильные и здоровые, приходится людям с ограниченными возможностями? Чтобы узнать это, наш корреспондент отправился в местное подразделение Всероссийского общества слепых – Учебно-производственное предприятие «Урал». Когда проезжаешь мимо на автобусе, это здание особенным не кажется. Обычная серая коробка, расположенная в промзоне поселка Победы, точно такая же, как десятки окружающих ее строений. Но, если сойти на остановке и оглядеться, замечаешь несколько деталей...
Светофор на этой не слишком оживленной дороге не обычный, а со звуковым сигналом – таких даже на центральных проспектах не много. От автобусной остановки в глубь двора ведет длинный металлический поручень. Держась за него, можно дойти до производственных помещений. Такие же поручни прикручены к стенам коридоров – работники с сильными нарушениями зрения передвигаются из цеха в цех, слегка касаясь их кончиками пальцев. Хотя необходимо это только новым членам коллектива, «ветераны» за много лет досконально изучили каждый квадратный метр здания.
Мастер Н. Клец проводит меня по цехам. Надежда Ивановна устроилась на это предприятие в 1973 году, сразу после окончания спецшколы для слабовидящих.
В первом помещении погромыхивают два станка. Они разматывают бобины с электрическим проводом и рубят его на равные куски. Здесь инвалиды по зрению работать не могут. А вот в следующем, гораздо более просторном помещении, сидят за столами именно слабовидящие или совсем слепые женщины. Одна на ощупь надрезает изоляцию и снимает ее с кончика длинного провода. Другая ручной дрелью просверливает в латунной пластине мелкие отверстия. Третья, поднося детали вплотную к лицу, прикручивает к ней болтики... В конечном итоге из-под рук десятка женщин выходит нехитрое изделие, которое и приносит предприятию основную прибыль, – клеммная колодка для холодильника.
– Это очень монотонная работа, но она требует большой аккуратности и собранности, – говорит мастер. – Обычный человек выполнять ее не стал бы. А для инвалида и это в радость. Тем более что пальцы у слепых и слабовидящих очень чувствительные, им с этой мелочевкой возиться даже легче, чем здоровым людям.
Еще один вид производства – изготовление бумажных кассет для яиц. Несколько человек на складе перебирают огромную гору макулатуры. Бумага складывается в машину, которая измельчает ее и разводит водой до получения кашицеобразной серой массы. Затем мощный пресс отжимает полученное папье-маше в специальной форме, и сырые кассеты отправляются в сушильную камеру. Здесь тоже задействованы в основном инвалиды – хорошим зрением должны обладать только операторы, непосредственно работающие со станком.
– То, что вы сейчас видите, – только тень когда-то крупного предприятия, – говорит генеральный директор В. Очабрук. – В советское время коллектив состоял из 400 работников. Когда я пришла сюда в 1995 году, их количество уже сократилось до 237. А теперь нас всего 38 человек. 21 инвалид по зрению, 5 по общим заболеваниям и 12 здоровых людей. Раньше у нас были «надомники» по всему востоку области. Они, не выходя из своих квартир, собирали простые детали для холодильников «Орск» и пылесосов «Уралец». Но теперь производство этой продукции сократилось многократно, заказы к нам поступают самые скудные. Вертимся как можем, достаем копеечную работу по фальцовке газет или сборке мебельной фурнитуры... Но и этого недостаточно. Поэтому новых работников мы не принимаем уже больше года.
– А есть желающие?
– Конечно. И сами нас разыскивают, и областная ВТЭК присылает. Приходится им отказывать, как ни жаль.
– Помощь государства ваш коллектив ощущает?
– Как сказать... Создается впечатление, что нам одной рукой дают, а другой забирают. Вот в прошлом году, впервые на моей памяти нам из Москвы выделили целевую помощь на приобретение оборудования – больше двух миллионов. За это, конечно, спасибо. Но теперь нас практически лишили льгот по налогообложению и коммунальным платежам, а ведь раньше мы совсем были от них освобождены. Если подсчитать, то отобрали больше, чем дали. Вот уже много лет я обиваю пороги, прошу власти всех уровней подвести к зданию газ, тогда мы сможем заменить сушильную камеру более современной и, главное, экономичной. Меня вежливо слушают, не отказывают, но и не делают ничего. Чаще помощь приходит не от государства. Кстати, я хотела бы поблагодарить человека, который всегда сочувствовал и помогал нам, не прося ничего взамен. Это директор ОНОСа Пилюгин.
Впрочем, помимо трудностей, в жизни работников «Урала» есть и свои маленькие радости. Работа здесь дает им не только прибавку к пенсии, но и возможность общения.
– Мы устраиваем новогодние вечера, чаепития на День инвалида, – продолжает Валентина Николаевна. – А еще свадьбы празднуем.
– Какие свадьбы? – не понял я.
– Наших работников. Ведь большинство из них создают семьи именно здесь. Был у нас такой случай. Парень работал на металлургическом предприятии, после тяжелой болезни стал терять зрение. Жена от него ушла, работу пришлось бросить. Мы взяли его к себе, здесь он познакомился с молодой девушкой, инвалидом детства. Всем коллективом играли их свадьбу.
...Когда я вышел из обычного на первый взгляд здания, на остановке уже стояли люди, закончившие смену, тоже на первый взгляд вполне обычные. Они сели в подъехавший автобус и смешались с толпой орчан, возвращающихся с работы домой. И разъехались по городу, не привлекая ничьего внимания: ни работяг, ни высоких чиновников, ни кандидатов в депутаты, поглощенных борьбой за голоса избирателей. А жаль, ведь именно внимания этим людям так не хватает...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.