РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Два солдата, прошедшие через Орскую крепость

Летом 1823 года в Орскую крепость был доставлен Иван Виткевич (Витковский – неправильно. – Прим. авт.). «В солдаты навечно без права производства».Тяжелый быт, жесточайшая муштра и совершенно не приспособленный к этому 15-летний мальчик из дворянской семьи. Тоску и душевную надломленность (первоначальный приговор гласил: «Смертная казнь через повешение») лечил придуманной для себя работой: с помощью местных жителей и проходящих через Орск караванщиков изучал киргизский, татарский, узбекский, таджикский языки. Составлял словари. Записывал фольклор и всю информацию о Востоке. Пути, традиции, обычаи, образ жизни. Известный ученый-путешественник А. Гумбольдт очень высоко оценил эту работу.
Примерно через десять лет в Орск, тоже «в солдаты», прибыл Т. Шевченко. Было ему за тридцать.
«Редко, – писал Шевченко, – можно встретить подобную бесхарактерную местность. Плоско и плоско. Местоположение грустное, однообразное, тощие речки Урал и Орь». Больше ничего внимания Тараса Григорьевича не привлекло. Шевченко известен всем и каждому. Не решусь оценивать его поэтическое дарование. Мне приходилось говорить о нем с преподавателями-филологами высшей школы. Они восклицали: «О, ну как же!» Но на память ни одного стихотворения прочесть не могли.
А Виткевич между тем ушел в побег. Пересек в одиночку, много раз едва не погибнув, безводное плато Устюрт и добрался до Бухары. И вот здесь, познавая Восток непосредственно, произошла в нем ломка сознания. Прежние революционные устремления отошли на второй план. На первом осталась великая важность для России отношений и взаимодействия с азиатскими соседями. Собрав богатый материал, Виткевич вернулся в Орск. Батальонный командир подполковник Яновский побег скрыл.
Гумбольдт много рассказывал о Виткевиче в Петербурге. Прибывший в Оренбург В. Даль довел эти рассказы до генерал-губернатора Перовского.
Перовский приказал доставить Ивана в Оренбург. А через некоторое время, присмотревшись, произвел вопреки приговору Виткевича в офицеры и назначил своим адъютантом. Иван наконец окунулся в дружескую атмосферу. Даль, Пушкин, композитор Алябьев. А вскоре был командирован опять на Восток. И снова риск. Но теперь уже в противостоянии с английской разведкой. Англичане через Афганистан рвались в Среднюю Азию. На пути встал Виткевич, защищающий русские интересы. Назад в Оренбург он вернулся к ошеломленному Перовскому с послом афганского эмира.
Шевченко из крепостной зависимости выкупили русские люди Григорович, Венецианов, Брюллов, Жуковский. Из ссылки освободили благодаря настойчивым ходатайствам Ф. П. Толстого и его супруги. А Виткевич был опять командирован на Восток. Теперь уже Министерством иностранных дел России. Все усилия англичан в Средней Азии были им блокированы. Можно только представить, чего это ему стоило. И было у него к тому времени двенадцать словарей восточных языков – от 600 до 900 рукописных страниц, а также более ста рукописных карт областей Средней Азии и Афганистана, и это не считая многочисленных записей о культуре Востока.
Виткевич вернулся в Петербург с богатейшим документальным материалом. Он был убит в номере гостиницы, а его бумаги сожжены в камине. Было Ивану тридцать лет.
В Орске высится большой памятник Т. Шевченко на одноименной площади. Для Виткевича ничего не нашлось.

P. S. При написании материала автор пользовался литературой: Михаил Гуз «Дуэль в Кабуле», Юлиан Семенов «Дипломатический агент», сайт http://ru.wikipedia.org

Виталий Ерофеевский

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.