Рейс до седьмого неба
- Общество
- 06-11-2010
В шлемофоне раздается команда: «Девяносто пятый, взлет разрешаю!» Резкое ускорение – и крылатый красавец ЯК-52 отрывается от земли. Бортовые приборы реагируют моментально, начиная отсчитывать метры. Экстремальный полет только начинается, но адреналин внутри меня уже зашкаливает, заставляя сердце биться все чаще. Через стекло блистера пока еще можно разглядеть предметы и людей, но они стремительно уменьшаются в размерах...
Девчонки рулят
Еще недавно я и представить не могла, что когда-нибудь смогу управлять самолетом. Орский авиаспортклуб «Стрижи» мне такую возможность подарил. И вот я в тандеме с летчиком-асом В. Банниковым готовлюсь совершить свой первый вылет.
На меня надевают спасательный парашют, плотно подгоняя ремни подвесной системы. Именно они будут удерживать меня на месте, когда самолет перевернется в воздухе. Затем краткий инструктаж о том, как покидать самолет в чрезвычайной ситуации (хотя таких случаев на памяти сотрудников орского аэроклуба не было, лишней эта информация не будет). Я занимаю место второго пилота, защелкивая «фонарь» над головой. Теперь все готово к полету.
Самолет довольно быстро набирает высоту, рассекая винтом серебристо-голубой воздух. Вскоре мы остаемся наедине с небом – на борту только я и первоклассный летчик.
– Юля, прием! Как слышно? – раздается в наушниках голос инструктора.
– Отлично Вас слышу, Виктор! – отыскав нужную кнопку на специальном переговорном устройстве, отвечаю я.
– Как самочувствие? – интересуется мой рулевой.
– Все хорошо! – говорю я как можно бодрее, а у самой трясутся коленки. Но желание взять в руки штурвал сильнее страха.
Когда мне разрешают «порулить», моему восторгу нет предела. Естественно, все это происходит под пристальным руководством старшего пилота. Рычаг вперед – мы пикируем, ручка управления на себя – вновь устремляемся вверх, потом укладываем самолет на правый бок и входим в разворот. Маленький и юркий ЯК реагирует на малейшее прикосновение.
– Можно еще хвостиком повилять и крылышками помахать, – демонстрирует забавные маневры инструктор. Но, оказывается, это еще цветочки. А ягодки – это фигуры высшего пилотажа.
Полный улет
Высота – 800 метров. ЯК-52 входит в пилотажную зону.
– Сейчас начнется... – с волнением думаю я. И, словно услышав мои мысли, самолет резко накреняется влево и встает на крыло под углом 90 градусов.
– Эта фигура называется бочкой, – объявляет по внутренней связи инструктор.
Затем следуют мертвая петля, пикирование, горка. Ощущениий словами не передать. В какой-то момент я перестаю соображать, где верх, а где низ, земля мелькает перед глазами. Меня то вдавливает в сиденье с огромной силой, то, наоборот, отпускает, и я повисаю на ремнях, не чувствуя своего тела. При этом щеки то и дело расплываются в неестественной гримасе.
– При выполнении фигур высшего пилотажа на ЯК-52 человек может испытывать перегрузки от +7 до -5. Это значит, что в определенные моменты вес тела может увеличиваться в семь раз и уменьшаться в пять раз. Тут и до невесомости недалеко, – уже на земле объясняет мне Виктор.
Быстро прикинув в уме, соображаю, что там, наверху, я могла весить от 11 до 392 килограммов. Ничего себе перегрузочки!
2000 часов над землей
Мы летали всего минут десять, а мне они показались вечностью. В голове невольно возникает вопрос: а сколько же времени своей жизни провел в воздухе Банников, чтобы научиться всему этому?
– Не очень много. У меня всего-навсего 2000 часов налета, – скромно отвечает Виктор.
Летчиком он мечтал стать с детства. Сперва метил в военные истребители, потом потянуло на ЯК. После армии и летного училища по распределению попал в орский авиаклуб. Фигуры высшего и обратного пилотажа он крутит здесь уже 25 лет. Сегодня он единственный в городе, кто занимается этим. Он рад бы растить себе смену, но этот вопрос, как всегда, упирается в деньги.
– В 2008 году благодаря спонсорской помощи одного предпринимателя нам удалось набрать группу курсантов из 6 человек. Двое мальчишек даже совершали самостоятельные вылеты, один из них сейчас учится в Ульяновском высшем летном училище гражданской авиации, – рассказывает Виктор Борисович. – На этом, к сожалению, все и закончилось.
Сегодня Банников в основном занимается тем, что выступает на показательных полетах и «катает» на ЯК-52 любителей острых ощущений. Кстати, среди них больше представительниц прекрасного пола.
– Почему-то девушки охотнее парней соглашаются на полет и получают больше удовольствия от высшего пилотажа.
Не знаю, как мужчины, но я от этого воздушного приключения просто в восторге. И теперь я мечтаю только о том, чтобы этот рейс до седьмого неба был не крайним в моей жизни.
Совет «ОХ»
Если вы готовитесь к высшему пилотажу на ЯК-52, советуем перед полетом плотно не есть и не употреблять алкоголь. Вестибулярный аппарат обычного человека не привык к частой смене перегрузок. Люди в состоянии опьянения к полетам не допускаются.
Кстати
Один летный час на самолете ЯК-52 стоит около 10 тысяч рублей, соответственно 10 минут полета обойдутся вам в 1,5 тысячи рублей.
Справка «ОХ»
Скорость ЯК-52 – 360 км/час. Вес – 1250 килограммов вместе с экипажем.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024