Родительский калейдоскоп
- Общество
- 05-02-2011
«Не хочу!» – эта фраза все чаще стала встречаться в словаре вашего ангелочка? И еще можно предположить, что малыш кричит, топает ногами и даже (о ужас!) смотрит на маму и папу сердитым взглядом?! Вы зовете – он убегает, вы просите сложить игрушки – он специально их раскидывает, вы взываете к миру – он готов пустить в ход кулачки... Родители, мягко говоря, в недоумении. Первое, что приходит в голову незнающим, – обвинить друг друга в ошибках воспитания. Не горячитесь: 2 – 3-летний ребенок вступил на очередную ступень взросления, которая называется кризисом трех лет.
Как вести воспитание дальше, знают психологи.Ангелочки превратились в маленьких бунтарей
Фантазия и юмор помогут родителям преодолеть кризис
Следует заметить, что искусству ладить с ребенком родителям необходимо учиться. Фантазия, юмор, терпение придут на помощь. Не позволяйте гневу овладевать вами. Помните, что впереди более спокойные будни.
Где лучше почитать, где – помолчать
Родители всегда с умилением относятся к каждому новому слову в лексиконе малыша, а если речь запаздывает или появляются какие-либо проблемы в речевом развитии, приходят в замешательство, не зная, куда обращаться за помощью.
Единственный в городе логопедический детский сад, где корректируют проблемы с речью, – Центр развития ребенка № 38. Здесь функционируют 6 логопедических групп, набор в которые осуществляется по направлению специальной комиссии.
Группы детей с заиканием курирует логопед Л. Одинцова.
Мы начинаем искоренять проблему на самых ранних стадиях, начиная с трех лет, – рассказывает Любовь Тимофеевна. – На ежедневных групповых занятиях работаем над дыханием, темпом речи, голосом, учим правильному речевому поведению и публичным высказываниям. Все проходит в игре, ненавязчиво, и абсолютное большинство заикающихся детей идет в школу без проблем. Здесь многое зависит и от родителей. Если вы заметили у ребенка заикание, необходимо сразу же проконсультироваться с невропатологом и логопедом. Далее, исходя из его советов, начать заниматься. Нужно обратить внимание, что не следует самому пугаться и показывать свое состояние малышу, ни в коем случае не кричать на него, не перегружать впечатлениями, просмотром телевизора, общаться терпеливо и ласково. Самим важно говорить медленно, неторопливо. Если заикание наступило до двух лет, значит, слишком интенсивно шло развитие и речевой аппарат не справился с нагрузкой. Постепенно все скорректируется, сделайте акцент на «молчании».
Общим недоразвитием речи детей занимается логопед Г. Филипенко. – Порой дети приходят в три года и старше практически не говорящие, – рассказывает Галина Петровна. – Постепенно благодаря специальной коррекционной программе расширяется лексический, грамматический, слоговой состав речи ребят, улучшается произношение, развивается связная речь. На одну неделю отводится одна тема – «Посуда», «Профессии», «Зима» – и отрабатывается во всех направлениях. Родителям в свою очередь, несмотря на занятость, необходимо больше разговаривать с ребенком, читать, пересказывать, задавать вопросы. Кроме того, наладить режим дня, чтобы не переутомлять малыша, уравновешивать его нервную систему, гулять на свежем воздухе. В случае возникших проблем не пытайтесь сами исправить недостатки, в деле постановки звуков лучше довериться специалисту-логопеду.
Кстати
Центр консультирования и тренинга «Статус» предлагает тренинг «Уверенный родитель», детские программы: для дошкольников – «Не скучай-ка!», «Что за чудо эти сказки»; для младших школьников – «Я учусь владеть собой». Обращаться по телефону 30-78-91.
Справка «ОХ»
В Центре «Эго» для детей с четырех лет работают программы на развитие внимания, памяти, подготовки к школе, детскому саду, группы арт-терапии, ведутся музыкальные занятия, позволяющие направить энергию малыша в нужное русло и скорректировать возможные проблемы. Телефон 31-42-78.
Об изменениях, происходящих с ребенком, рассказывает наш сегодняшний эксперт – психолог-консультант Центра консультирования и тренинга «Статус», координатор детского направления О. Кирменева.
Кризис трех лет относится к числу острых. Ребенок становится неуправляемым, упрямым, капризным, вздорным, часто впадает в ярость. Поведение практически не поддается коррекции, поэтому данный период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Период кризиса длится от нескольких месяцев до двух лет, в течение этого времени ребенок заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. В этот период происходят очень важные для малыша психические процессы, яркое выражение своего «я», попытка самостоятельного удаления от матери (ведь уже многое по плечу). Девочки задумываются над своей внешностью, мальчики озабочены в большей степени успешностью, поэтому остро реагируют на неудачи (к примеру, бросают кубики, если не получается что-либо построить).
Есть наиболее существенные симптомы кризиса трех лет.
1. Негативизм.
2. Упрямство. Ребенок настаивает на чем-то, чтобы окружающие считались с ним, с его решением.
3. Строптивость.
4. Своеволие. Ребенок стремится все сделать сам. Подавить самостоятельность – значит породить у него сомнения в собственных силах и возможностях.
5. Протест/бунт. Ребенок в постоянном конфликте с окружающими.
6. Симптом обесценивания. Малыш может начать ругаться, дразниться, обзывать взрослых.
Мишка косолапый и накормит, и умоет
–Протест «Я сам против взрослых» как проявление негативизма – основной симптом кризиса трех лет, – отмечает наш эксперт-психолог АНО «Центр практической психологии» А. Попова. – Пример может быть таким. «Я не ем кашу не потому, что не хочу, а потому, что мне ее предлагает взрослый». Стоит маме взять в руки игрушку (куклу) и предложить кашу от имени, допустим, мишки косолапого, ребенок начинает есть кашу без капризов. Подобное поведение трехлетки – заявка о себе, о своем «я». Так иногда болезненно рождается личность. И если родители сами не замечают этого, то ребенок им «кричит» своими истериками, приступами упрямства.
Что сделать для того, чтобы кризис стал ступенью в развитии ребенка, а не превратился в проблему?
Родители прежде всего должны ЗНАТЬ о самом существовании кризиса, его основных симптомах, чтобы не винить друг друга и не делать проблему там, где ее нет. Мой совет – почитайте на эту тему психолого-педагогическую литературу или посетите психолога.
Психолог Леви считал, что на одну треть ребенок должен быть послушен, на одну треть – своеволен (тогда он вырастет самостоятельным) и на одну треть – варьировать свое поведение. При постановке требований родителям важно учесть ВОЗМОЖНОСТИ ребенка (сможет ли он выполнить требование, ведь в этом возрасте малыш психологически еще не способен управлять собой). Здесь может встречаться психическое насилие над ребенком. К примеру, родители добиваются каждодневной уборки игрушек до исступления независимо от условий, времени, состояния и возраста ребенка (должен – значит должен). А ребенку всего-то два с половиной года! Важно быть гибким в отношениях с малышом, учитывать ситуацию, предугадывать реакцию, а этому нужно учиться.
Как сделать ребенка послушным?
Очень просто – выдвигать просьбы, которые на 100 процентов малыш выполнит. Тогда у него будет вырабатываться привычка послушания.
Мама и папа действуют вместе, но по-разному. Мама – более компромиссно, понимающе, папа – спокойным разумным авторитетом.
Центр практической психологии г. Орска по четвергам с 18 до 19 часов проводит бесплатные встречи с мамами и папами, где можно узнать об особенностях детей, задать вопросы и получить на них ответы. С детьми 2 – 3 лет проводит психологические занятия адаптации к детскому коллективу. Справки по телефону 32-89-40.
О чем нужно помнить мамам и папам?
Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса. Все симптомы – не отрицательный показатель, а попытка ребенка самоутвердиться в новом – взрослом – качестве. Пик упрямства приходится на два с половиной – три года. Мальчики упрямятся больше девочек, зато девочки больше капризничают. Приступы могут случаться по 5 раз в день.
Не нужно придавать большого значения как упрямству, так и капризам – следует принять к сведению, но не очень волноваться. Во время приступов оставайтесь рядом, дайте почувствовать, что вы малыша понимаете. Не внушайте, что все, что делает ребенок, плохо. Ругань бесполезна, шлепки еще больше взбудоражат. Слово «нет» должно быть наполнено здравым смыслом, не запрещайте детских игр на «детский лад», даже если вам они, как взрослому, непонятны. Относитесь к малышу с пониманием, не воспринимайте его действия как желание досадить. Если истерика случилась в общественном месте, уведите ребенка, отвлеките. В дальнейшем вспоминать случившееся не нужно.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024