Жертвы катастрофы обрели имена через 70 лет
- Общество
- 30-03-2011
Эта история началась в прошлом году, когда в редакцию пришло письмо из Новосибирской области. Его автор М. Зырянова обращалась за помощью в поиске подробностей трагической судьбы брата. В июле 1943 года родители получили похоронку, в которой говорилось, что он погиб в Орске.
Хотя Петр, по ее словам, еще до войны стал летчиком-испытателем, а потом оказался на фронте. Она также сообщала, что получила печальное известие от незнакомой женщины, будто брат разбился в результате крушения самолета.
Так в газете появилась заметка «Катастрофа 70-летней давности?», в которой содержались воспоминания старожилов города. Информация носила противоречивый характер. Правда, сведения о том, что в войну в Орске латали авиационную технику, поступающую с фронта, все откликнувшиеся орчане подтверждали. Однако последующие детали значительно расходились. По мнению одних, однажды крылатая машина при заходе на полевой аэродром около нынешнего поселка Новоказачьего задела электрические провода на столбах и упала. Другие видели остатки парашютов и считали, что жертвы покоятся на старогородском кладбище возле Коровьего озера. Есть и такая версия: на отремонтированном трофейном четырехмоторном самолете взлетели 3 летчика и 10 техников, а он вдруг он рухнул за мясокомбинатом.
Обстоятельства того дня стали известны лишь буквально на днях благодаря Е. Стороженко, ветерану МВД. Его отец Виктор Григорьевич в то время жил в Банном и собственными глазами видел, как бомбардировщик, заходя на посадочную полосу между селом и бывшим колхозом имени Чапаева, потерпел крушение и полностью сгорел. Свидетелями ЧП оказалась и Нина Лобкова, которую отец Василий Филиппович, работавший на полевом аэродроме, нередко брал с собой.
Останки летчиков военные захоронили неподалеку от места падения, а после войны прах был перенесен на кладбище Новоказачьего.
– Отец мой часто встречался с командованием части «Сокол», вместе они не раз посылали запросы в различные инстанции, – рассказывает Е. Стороженко. – Но вестей по поводу фамилий погибших летчиков не дождались. В 1986 году «Сокол» нам выделил списанный самолет, чтобы из срезанных крыльев сделать обелиск. Его изготавливали 6 человек. Транспорт, стройматериалы приобретались за свой счет, не остались в стороне и жители поселка.
На этом все могло и закончиться, если бы не упорство Евгения Стороженко, чей дед пропал в Великую Отечественную без вести. И вот недавно точно выяснилось, кто покоится на орской земле. Это младший лейтенант Александр Бумажкин со ст. Укурен, Читинской области, лейтенант Петр Великий из Одессы и младший сержант Петр Надежин из деревни Усть-Сумы, Новосибирской области. У них одна дата смерти – 07.07.1943. Данные хранятся в Центральном архиве министерства обороны.
Между тем Е. Стороженко и на этом не остановился. Он написал в телепрограмму «Жди меня», чтобы разыскать родственников героев. Скоро на обелиске в Новоказачьем появятся их фамилии. Не исключено, что по такому случаю в Орск приедет кто-то из родственников погибших почти 70 лет назад.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024