РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Автономное плавание педагогов и подводные рифы капитализма

Пресс-тур по муниципальным автономным школам и детским садам провели экономисты администрации города. Журналистам показали школы и детские сады, перешедшие на относительную финансовую самостоятельность. Экскурсия прошла в школах № 24 и 8, побывали мы в детских садах «Улыбка» и «Крепыш», расположенных в спальных микрорайонах Октябрьского района. Подсчитаем гигакалории и киловатты

Поездка началась со школы № 24. Директорствует в ней В. Ращупкин. Об этом педагоге и его хозяйственных начинаниях мы уже писали год назад. Интересно узнать, что изменилось за это время.
В школьном здании 1936 года постройки только что провели обследование стен, потолков и пола для составления энергетического паспорта. Пригласили специалистов, которые измерили температуру поверхностей стен и потолков специальным лазерным оборудованием. Выявили все скрытые места потерь тепла. Трещины в штукатурке расшиты, облицовка в некоторых местах снята – самые рабочие моменты.
Ращупкин рассказал об особенностях сегодняшней школьной экономики:
– Все проблемы автономного учреждения взаимосвязаны. Изменились санитарные нормы освещенности помещений, поэтому пришлось менять лампочки на современные. В итоге ощутимо сэкономили на электроэнергии, окупив расходы всего за несколько месяцев. Установка счетчиков, замена окон более современными позволяют сберегать тепло, за которое школа платит из своего бюджета.
Экономия средств позволяет приобретать новое оборудование – компьютеры, проекторы, телевизоры, то есть оснастить классы по-современному. Да еще и ремонтом заниматься.
Показал директор и комнату на первом этаже, где располагается бойлер. Он в несколько раз меньше, но при этом экономичнее своих близнецов, поставленных в подвалах жилых домов. Педагоги догадались просчитать эффективность школьного теплообменника, потом ровно его половину отрезали и подарили стоящему рядом детскому саду. Тепла в школе по-прежнему хватает, а за год экономия вполовину от прежних расходов. Только за три месяца сэкономили 110 тысяч рублей!
Суету с энергетическим паспортом пришлось затевать из-за того, что всем муниципальным организациям придется создавать такие документы в ближайшие полтора года. Здесь решили не оттягивать, а выявить все прорехи, в которые уходит тепло, и готовиться к нормальному ремонту. Самое больное место в конструкции здания – крыша, надо ремонтировать.
По мнению Ращупкина, задача руководителя во многом сводится к умению просчитать экономическую перспективу и целенаправленно работать над комплексом проблем.

И в «Улыбке» учатся считать

Из Старого города поехали в детский сад № 110 «Улыбка». Он расположен внутри жилого микрорайона, в районе улицы Комарова. Садик больше похож на комбинат по дошкольному выращиванию малышей. Здесь 240 воспитанников. Заведующая О. Витюкова, встретив гостей, предложила надеть медицинские бахилы и пройти по помещениям. Повосхищались коллекцией часов в комнате для занятий математикой, заглянули в бассейн. А где же вода?
Кстати, ее не было и в «Крепыше» – следующем детском саду, который мы посетили. Выяснилось, что бассейны наполняют водой только по необходимости, несколько раз в неделю. Кубометры влаги здесь давно считанные. Отопление в залах с бассейном тоже не растрачивается понапрасну – экономят.
Заведующая «Улыбкой» завела речь о технологии и автономии. Под контролем наблюдательного совета она вольна планировать расходы по основным направлениям деятельности. Сама ищет поставщиков продуктов без торгов и конкурсов. Работает на основе договора между главным распорядителем финансов и автономным учреждением. Это позволило провести оптимизацию штатного расписания и дать работу педагогам узких направлений.
Появились в бюджете садика фонд стимулирования и материальной помощи, а также возможность повышать квалификацию работников.

И снова в школу


Последний адрес экскурсии – школа № 8. Директор И. Пахомова ждет гостей, чтобы рассказать о муниципальном заказе. Здесь 650 учащихся, 42 учителя, из них 7 – с высшей аттестационной категорией. В «автономке» коллектив с 1 января 2010 года. Распорядитель финансов – Управление образования. Начальник управления по стандартному соглашению дает задание на обучение школьников. В документе оговариваются финансирование по душам, т. е. за каждого школяра, показатели качества обучения. Поэтому школа заинтересована в максимальном привлечении детей к учебе, за «уклонистов», бросивших занятия, следует наказание рублем. Коллективу выгодно набрать побольше учеников.

Вопросы все же остаются

Самостоятельность в расходах – дело хорошее. Но когда заговорили о доходах, появились вопросы. Автономные организации финансируются из городского бюджета в зависимости от количества детей. Дополнительные источники – платные услуги и добровольные пожертвования родителей или сторонних организаций.
С 1 января этого года родители детскому саду не платят, а перечисляют оплату в бюджет, в возмещение затрат. По словам экономистов, есть такое решение городского Совета депутатов. Наверное, имели право, во всяком случае, о протесте прокуратуры по этому вопросу пока ничего не известно.
Правда, теперь аудиторы ломают голову: как бухгалтерам в автономных учреждениях правильно свести концы с концами? И что делать, если приток детей в садики уменьшится? Опять закрывать как нерентабельные?
В каждом из детских садов есть платные группы, ведут преподавание сами воспитатели, берут с головы по 60 – 100 рублей, в «Крепыше» плата для любителей оздоровить детские организмы доходит до 160 рублей. У родителей есть возможность выбора. Что, впрочем, было и 20 лет назад.
Но и на этом месте стоит призадуматься. В детские сады ходят малыши из семей с разным достатком. Кто-то оплачивает все платные услуги, кто-то с трудом наскребает по сусекам на детскую сезонную обувь. И разделение на богатых и бедных, которое начинается с младшей детсадовской группы, с «успехом» продолжается в школах и гимназиях.
Но этическую сторону воспитания за дополнительную плату пока оставим в стороне.
Автономные образовательные учреждения, если ими руководят активные квалифицированные специалисты, могут стать хорошим шагом в развитии технической базы. Автономия, хотя и ненамного, но позволит повысить вознаграждение работникам. Но, как и всякое новое дело, влечет за собой массу неизведанного. А если досконально вникнуть в суть законов, то отличия бюджетного от казенного или автономного учреждения очень незначительные – все они государственные, только с разной степенью самостоятельности. В орском варианте «автономки» детский сад кормится из бюджета, который уже забирает родительскую плату за содержание ребенка. Если хотите жить лучше – зарабатывайте на дополнительных услугах.
Есть и другая сторона медали. Свой статус в ближайшее время должны изменить медицинские, образовательные учреждения, учреждения культуры. И это не только смена вывески, а смена источника и принципа финансирования. Придется жить на госзаказы, вводить дополнительные платные услуги, зарабатывая деньги.
Пока все относительно спокойно. Возможно оттого, что не ведаем мы завтрашнего дня. Вот и женщины детородного возраста уже призадумались: если воспитание и образование будут платными, сколько детей может поднять на ноги обычная молодая семья, живущая в провинциальном Орске? Могут ведь ограничиться и одним ребенком. Специалисты уже утверждают, что каждый последующий ребенок делает семью вдвое беднее.
Умные люди говорят, что сейчас детей рожают те, кто появился на свет в середине 80-х – начале 90-х. А через несколько лет, когда придет пора вступить во взрослую жизнь тем, кто рос и учился в полупустых детских садах и школах, демографическая волна сойдет на нет.

На наш взгляд, ближе к осени проблема капиталистической формы воспитания и образования коснется всех руководителей учебных учреждений. А в течение года тема станет одной из самых обсуждаемых, поскольку затронет финансовые интересы большинства семей.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.