Ученик или работник?
- Общество
- 12-05-2011
За защитой своих прав в Октябрьский районный суд Орска обратилась Марина Н. Она сообщила, что некоторое время назад нашла работу через городской Центр занятости населения. Специалисты выдали ей направление на работу в продовольственный магазин к предпринимателю Костенко.
Марина пообщалась с работодателем, узнала, что зарплата составит 6 тысяч рублей. Предприниматель даже сделал отметку в направлении, официально заверив, что девушка принимается на должность продавца продовольственных товаров.
Сначала Марина прошла стажировку, а через месяц приступила к работе. При приеме написала заявление на имя Костенко, передала ему трудовую книжку, подписала оба экземпляра трудового договора, подготовленного работодателем. С приказом о приеме на работу девушку не ознакомили, однако в силу юридической неграмотности Марина не обратила на это внимания. Ей установили график – 14 дней работы, 14 дней отдыха. Она добросовестно выполняла свои должностные обязанности: принимала товар, расписывалась в накладных, готовила товар к продаже, прикрепляла к нему ценники, обслуживала покупателей. И вроде бы все шло хорошо, но…
Марина училась в институте, и, когда пришло время сдавать экзамены, девушка воспользовалась своим правом, предусмотренным Трудовым кодексом, и написала заявление о предоставлении ученического отпуска на 2 недели. После успешно сданной сессии хотела выйти на работу, но Костенко «обрадовал», сообщив об увольнении из магазина всех продавцов: якобы в ее отсутствие обнаружилась недостача. Сделав такой широкий жест, работодатель не позаботился о «мелочах»: с актом ревизии Марину не ознакомил, трудовую книжку не вернул, даже зарплату за два отработанных месяца не выплатил.
Марина просила суд признать трудовой договор заключенным на неопределенный срок и обязать Костенко вернуть ей трудовую книжку, внеся в нее запись о том, что она принята на работу к ИП Костенко продавцом продовольственных товаров и уволена по собственному желанию. Также просила взыскать с работодателя не выплаченную зарплату за два месяца, компенсацию за неиспользованный отпуск и компенсацию за лишение права трудиться (ведь без трудовой книжки на руках она не могла устроиться на другую работу) – в общей сложности 29 тысяч рублей. К тому же девушка сочла, что ей был причинен моральный вред, который она оценила в 30 тысяч рублей.
Вызванный в суд ответчик возражал против удовлетворения иска. Он настаивал на том, что трудовые отношения между ним и истицей отсутствовали. Заработную плату он ей не выплачивал, до работы не допускал, трудовой договор не заключал и тем более не брал трудовую книжку, поскольку он официально не принимал на работу Марину, а только разрешил приходить ей в магазин – учиться работе продавца. Однако его доводы суд счел неубедительными, ведь сведения о том, что Марина занималась приемкой товара по накладным в судебном заседании Костенко опровергнуть так и не смог.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица жена Костенко, которая по доверенности руководила работой всего магазина, поддержала версию супруга. Женщина подтвердила, что заработная плата девушкам-стажерам (а их было несколько) не выплачивалась и никакие трудовые отношения с ними не оформлялись. Однако допрошенные в суде в качестве свидетелей продавцы магазина, все как один, подтвердили обратное. С их слов следовало, что Костенко представил Марину именно как нового продавца, а не как стажера, и последняя выполняла свои должностные обязанности. Косвенно это подтверждалось даже открыткой, которую Костенко подписал и вручил Марине в честь Международного Женского дня.
Выслушав пояснения сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что фактически Марину допустили к работе. Но вот доказательств передачи трудовой книжки Костенко девушка не представила, поэтому суд отказал ей в удовлетворении требований о компенсации за лишение возможности трудиться.
В итоге суд признал заключенным на неопределенный срок трудовой договор, взыскал с Костенко в ее пользу не выплаченную заработную плату за 2 месяца в сумме 9000 рублей, компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 2000 рублей, а также компенсацию морального вреда в сумме 3000 рублей.
(Имена и фамилии изменены.)
Алексей Мельников
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024