РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Как можно оживить Ириклинское море,знает орский пенсионер

О проблеме водохранилища, рыбные запасы которого нещадно эксплуатируются многие десятилетия, мы уже не раз писали. Постоянный читатель «ОХ» бывший ихтиолог Анатолий Старостенко о проблемах рукотворного моря знает уже 40 лет. В конце 60-х годов прошлого столетия молодой ученый изучал рыбоводство в низовьях Оби, на Алтае, в Ставропольском крае. Потом был куратором от «Южуралкаспрыбвода» по Оренбургской, Гурьевской, Уральской областям и северо-восточной части Каспийского моря, занимался Ириклинским водохранилищем. С Анатолием Михайловичем мы встретились специально, чтобы потолковать о будущем крупнейшего в Оренбуржье рукотворного водоема.
В Орск Анатолий Михайлович приехал много лет назад. Занимался рыбоводством на ТЭЦ-1, потом перешел на «Южуралмаш» как специалист-химик, где четверть века отдал гальваническому производству. Недавно ушел на пенсию, но свою первую профессию помнит и любит.
Когда-то Старостенко 6 лет проработал научным сотрудником в исследовательском институте, занимался прудовым рыболовством, поэтому знает, что начинать надо с изучения химического состава воды и растущего в ней живого корма. Наивно думать, что достаточно бросить в воду дробленку и вырастишь полноценное стадо карпа или сазана.
Старостенко считает, что при водохранилище необходимо создавать лабораторию, которая сможет выполнять функции опорного пункта исследовательского института. И принимать на работу ихтиолога и гидробиолога, которые могут отслеживать состояние растительности, качество воды, развитие животного корма и состояние и количество различных пород рыб. Прохождение нереста. По результатам исследования можно делать долгосрочные прогнозы по умножению рыбных богатств.
Но до этого, возможно, на пару лет стоит приостановить вылов определенных пород, чтобы возобновилось маточное стадо. Может быть, надо менять породы рыб, завозить молодь – сеголетков, годовичков.
И в озерах, и в водохранилище необходимо проверять состояние воды. Зимою бывает, что подо льдом недостаточно кислорода, рыба может погибнуть, как случилось пару лет назад, когда на многих озерах произошел рыбный замор.
Оказывается, Анатолий Михайлович знает, как бороться с заморами. Если пробы воды на содержание кислорода плохие, то рыбоводы устанавливают на зиму ветряки, нагнетающие воздух под лед. В воде образуется полынья, и прудовую живность удается спасти.
Он занимался разведением рыбы в прудовых хозяйствах. Рассказывает, что случались истории, когда предприятие начинает разводить рыбу как побочное производство, затем перерастает в рыбхоз, где все остальные направления становятся вспомогательными.
Но в любом случае для рыбоводства нужны собственные цеха по воспроизводству молоди. Иначе на акватории ведется обычный промышленный или браконьерский вылов, уничтожающий запасы.
Наверное, прав мой собеседник, только вот незадача: по новому законодательству море уже разделено на несколько рыболовных участков, переданных арендаторам.
В научный подход к проблеме бизнеса или власти верится с трудом, пытаюсь возразить ученому: «Да кто же миллионы рублей выкинет на научную проработку темы?»
Говорит, что писал письма чиновникам, но ответа не получил. Хотя речь идет о достаточно небольшой сумме.
Считаем вместе: зарплата одного или двух сотрудников, аренда помещения, связь, транспортные расходы, компьютер, недорогое лабораторное оборудование, транспортные расходы. На год работы требуется меньше миллиона.
Только вот какая рыболовецкая артель рискнет проплатиться, чтобы прогнозировать и увеличивать свои доходы?

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.