РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Сыны Израилевы

В Орске работает еврейское общество «Хэсэд», есть и религиозная община, но не ортодоксальная. Д. Дубинский, председатель совета волонтеров, собирает материалы о судьбах людских, стихи еврейских поэтов, мечтает издать книгу. (Продолжение. Нач. в № 162 от 18 октября)


–Недавно в Орске побывала делегация во главе с заместителем председателя общин Волжско-Уральского региона и директором Оренбургского благотворительного еврейского общества, – рассказывает Дубинский. – Их удивило, что в маленьком городе сохранились волонтерское движение и культурная программа, чего нет даже в областных центрах. Волонтеры находят семьи, нуждающиеся в помощи, растет список тех, у кого родные стали жертвами Холокоста.
Германия сегодня признала нацистскую вину в гибели невинных людей и пытается в денежном выражении искупить ее. Но как искупить страдания, пытки, убийства... Вот только одна история.
– К моменту оккупации я жила в Одессе, – вспоминает Дина Бари. – В городе появились объявления: «Все жители еврейской национальности должны явиться с документами. Кто не повинуется приказу, будет расстрелян на месте. Такая же участь постигнет тех, кто укрывает евреев».
Колонну гнал конвой. В селе Мостовом загнали в гетто. Местные жители приносили нам лепешки, молоко, свеклу. В гетто комплектовали партии и отправляли якобы на работу. Но все знали, что на расстрел. Однажды нас под конвоем погнали куда-то. Один из конвоиров, завсегдатай забегаловки, где я работала, узнал меня и выпустил из кольца. Шла лесами. Наконец пришла к деревне. Меня приняла Ганя Нестеренко. Отмыла, отогрела, отвела на другую сторону деревни, где жили ее старики. Отец Гани Влас научил назваться родственницей. Прожила у этих людей до 1944 года. После войны поехала к сестре в Орск, вышла замуж, вырастила двоих детей, работала преподавателем математики, потом мастером профтех-обучения в ГПТУ № 1. До сих пор храню, как иконы, фотографии семьи Нестеренко.
– Когда появились первые евреи на орской земле? – задаю вопрос Дубинскому.
– В начале XIX века здесь находился ссыльный из Польши. Он пробыл до 1814 года. При Николае I в Орске евреи служили кантонистами. В Великую Отечественную немало воевало евреев-орчан. Бейлисон, командир роты, награжден орденами Красной Звезды и Красного Знамени; Школьник, орденоносец, погиб в 1942 году под Сталинградом; Васин, орденоносец; Басс, имеющий редкую награду – орден Суворова, работал первым директором трамвайного управления; Глобус, награжденный медалью «За отвагу» три раза, полный кавалер ордена Славы, имеющий ордена Красного Знамени и Красной Звезды, погиб в 1945 году; Махлин – кадровый офицер, награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды. Этот список можно продолжать.
В годы войны немало евреев прибыли с Украины вместе с эвакуированными заводами. Мобилизованные, раненые тоже оседали в Орске. Главный механик Орской швейной фабрики Гриншпак, студент Харьковского авиационного института, был арестован, освобожден перед войной, устроился инженером на швейную фабрику Дзержинска. В 1941 году фабрика была эвакуирована в Орск, через месяц уже выпускала армейское обмундирование.
Добкин после демобилизации был председателем профкома швейной фабрики, а потом и ее директором.
В Орске немало руководителей, которые внесли неоценимый вклад в становление экономики. Один из них – Рудницкий, почетный гражданин Медногорска, Гая, Новотроицка, геолог, лауреат Ленинской и Государственной премий.
(Окончание следует.)

Наталья Максимова,
слушатель школы «Репортер»

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.