Новое поколение выбирает то, что крепко ударяет
- Общество
- 18-05-2002
Опасно для жизни
Мишка занимается водочным бизнесом. Ему привозят на дом канистры. Древняя старуха-мать полощет в ванне собранные по кустам бутылки. Жена разбавляет спирт водой из-под крана. Один сын наклеивает этикетки на поллитровки, другой закупоривает их специальной машинкой. Семья постоянно под градусом, потемнела лицом и уже крепко смахивает на азиатов. Один Мишка не пьет. Он курсирует с тяжелыми сумками от подъезда до ближайшего магазина, где его ждет разномастный покупатель, охочий до дешевого, но забористого пойла. Иной норовит выклянчить его в долг. Это удается крайне редко. “Бизнесмен” хорошо знает свою публику, которая не внушает доверия, поскольку любой из ее представителей может долго скрываться, исчезнуть вовсе, наконец, просто неожиданно дать дуба. Другое дело - молодежь. О клиентуре нужно заботиться заранее. С ней Мишка свой в доску, глядит в будущее прищуренными быстрыми глазами. Присматривается к еще совсем зеленой поросли.
Эти трое ребят, бесцеремонно расталкивая прохожих, куда-то спешат. Видать, сбежали с уроков и решили почувствовать себя взрослыми. Один демонстративно размахивает полиэтиленовой “соской” - так называется полуторалитровая бутылка с пивом. Сейчас они “оттянутся”, возьмут вторую, станут смелыми, решительными. Потом им понадобится что-то покрепче. То, что город залит “вкусным, освежающим напитком” сильнее, чем весенним половодьем, подпольному коммерсанту только на руку. Сегодня подрастающее поколение в обнимку с “Афанасием”, завтра - с Мишкой. Пусть оно растет и множится.
Правда, это пожелание выполняется не так, как хотелось бы. Статистика свидетельствует: смертность среди орчан увеличивается, рождаемость падает. Начальных классов в школах становится все меньше, за призывниками устраивается настоящая охота. Город постепенно стареет. Зато молодеет преступность, цветет все пышнее. Недавно трое парней от 16 до 19 лет разобрали стену гаража, выбрали все, что там имелось. Четырнадцатилетний пацан подался в рэкетиры и стал вымогать у сверстников деньги. Внук убил собственную бабку и утопил тело в реке. Лихая троица специализировалась на грабеже прохожих в темное время суток. Подросток из школьной раздевалки украл сапоги. Его ровесница, подобрав ключи, стащила из квартиры ювелирные изделия.
От подобной хроники становится не по себе. Более того, молодежь на глазах превращается в серьезную силу, которая используется отнюдь не в тимуровском движении. Ее энергия, стремления отличаются откровенной агрессивностью. С каждым в отдельности из ребят сладить, найти общий язык еще как-то можно. Но они сбиваются в группы или, лучше сказать, в стаи и тогда в их поле зрения лучше не попадать. Опасно для здоровья, а то и для жизни.
“Веселие на Руси - есть питие”
Медицинские авторитеты бьют тревогу. Они считают, что население страны попросту спивается, и призывают правительство признать пиво алкогольным продуктом со всеми вытекающими отсюда последствиями. Их мнение остается гласом вопиющего в пустыне. Вероятно, у производителей имеются покровители на самом высшем уровне, поэтому их бизнес развивается как вширь, так и вглубь. Он выгоден, приносит астрономическую прибыль и старательно скрывает свои последствия, которые, между тем, очевидны. Сегодня даже в Германии, славящейся многовековым умением приготовления пенного напитка, пивной алкоголизм признан на официальном уровне. А ведь там культура потребления - не чета российской.
Надо отдать должное отечественным предпринимателям: бутылки имеют привлекательный вид, а наклейки покоряют своим содержанием. Однако написано в них не все. О том, как человек становится пленником пагубной привычки, ни слова. Этот пробел восполняет заместитель главврача наркологического диспансера Р. Тайджикова:
- Пиво - алкогольный напиток и сомневаться в том - глубокое заблуждение. К нам часто поступают на экспертизу водители автомобилей. Один из них недавно уверял: пил безалкогольное. Не верить ему не было оснований. Тем не менее, сделанный анализ крови присутствие спирта все же показал. Об обычных сортах и говорить нечего.
Пристраститься, на первый взгляд, к невинным градусам несложно. В организме человека спирт заложен самой природой. Он необходим для обменных процессов. Важную функцию выполняют специально существующие для этой цели клетки. Алкоголь, поступающий извне, означает для рецепторов дополнительную нагрузку. Как крепнут от тренировок мышцы, так приобретают силу и клетки, требуя затем все новые и новые дозы. Именно так возникает коварная зависимость. И когда говорят: я пиво люблю, пью его постоянно, означает только одно. А дальше путь известный. Многие пациенты наркологического диспансера начинали его также незаметно, не помышляя о неминуемой беде. К сожалению, обращаются сюда далеко не все. А те, кто все-таки решился, испытывают неимоверные муки, проходя курс лечения. На определенной стадии больных приходится держать в палатах за крепкими металлическими решетками, потому как они не владеют собой. Облегчение приходит потом. Конечно, помогают лекарства, психотерапия, но в конце концов все решает собственная воля. Причем речь идет не о полном избавлении от страшного недуга. Зависимость остается, она находится в глубине организма и, если дать слабину, снова дает о себе знать. Процесс обратного хода не имеет. Так что, разговор уместно вести лишь о возвращении к нормальной жизни. Кстати, по статистике вернуть к ней удается лишь 7-10 процентов больных.
Есть и другие цифры. В городе от отравления алкоголем ежегодно погибают 300-400 человек. А ведь в большинстве случаев дорога на погост начиналась с глотка пива. Безусловно, для взрослого бутылка-другая опасности не представляет. Впрочем, даже он ощущает при этом ту или иную степень опьянения, которое является ничем иным, как нарушением работы головного мозга, если говорить прямо. Подрастающее поколение ходит, в сущности, по минному полю. Питейные традиции в России насчитывают несколько веков. Вполне возможно, их причина находится на генетическом уровне. Трудно сказать, думают ли о будущем страны владельцы пивных заводов. У них свои задачи, кроме того, законы рыночной экономики сильнее моральных соображений. В результате Орск буквально тонет в пивном водопаде. Свою роль играет телевизионная реклама. Если к ней присмотреться, становится ясно: она ориентирована на определенную аудиторию. Неспроста в текстах звучат слова и выражения типа “прикольно”, “круто”, “если ты настоящий мужчина”...
О содержании сюжетов разговор отдельный. Они, как правило, ассоциируются с конкретными марками пива. “Красный Восток”, например, “крепко ударяет”. Грузчик, хлебнув из бутылки, электрокаром сносит кабину кладовщика. А ладные парни с соблазнительными девчонками, расшвыряв опорожненную стеклотару, выясняют, кому идти за “Клинским”. Их уже и ударило, и заклинило.
Печально, что родители не видят большого греха, если дети возвращаются домой с запахом, а то и нетвердой походкой. Объяснение у них свое: когда кругом разговор о наркотиках, “Балтика” или “Арсенальное” - сущий пустяк. Хотя и то, и другое - лишь первая ступенька вниз, а, может быть, и в пропасть. Какое количество пива потребляется у нас, в Орске, выяснить не представляется возможным. В городском управлении статистики дали справку: в первом квартале лишь местного выпущено 70 тысяч литров, что соответствует примерно капле в море. Судя по витринам магазинов и ларьков, это не преувеличение. Достаточно заметить, сколько с приходом тепла появляется стульев со столиками на улицах возле баров и на площадях. Большинство их не пустует. Молодежь проводит время “в кайфе”, прихлебывая из кружек и стаканов, затягиваясь дымом сигарет. Совсем как на экранах телевизоров, что, собственно, и требовалось рекламодателям. Похоже, новое поколение сделало свой выбор.
Обсудить материал
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Авторизация:
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024