РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Юбилеи

«Фронтовые» бригады

20 декабря 1941 года первая партия продукции была предъявлена заказчику. Этот день и стал считаться днем основания механического завода.

Строительство завода началось в 1934 году на пустом месте. Шла вторая пятилетка, и в стране закладывались гиганты индустрии.
«Локомотивстрой» (так первоначально называлось предприятие) должен был занять территорию от ст. Никель до площади Победы. Но таким завод не был построен, потому что назревала война в Европе. Тогда на фундаментах, заложенных для «Локомотивстроя», решили построить несколько заводов. В 1939 году было принято решение о строительстве завода № 257 со сроком окончания и ввода в действие в 1945 году.
Но началась Великая Отечественная война, и Тула, кузница оружия, оказалась под угрозой захвата оккупантами. Тогда приняли решение об эвакуации одного из тульских заводов на строительную площадку завода № 257. 30 октября 1941 года к нам в город прибыл первый эшелон с эвакуированным оборудованием и людьми. На восстановление завода отвели два месяца, восстановлен он был за месяц и двадцать дней и с весны следующего года завод стал принимать участие во Всесоюзном социалистическом соревновании. За первое место неоднократно присуждалось переходящее Красное знамя ЦК ВКП (б). За военный период завод более 20 раз завоевывал призовые места. По итогам социалистического соревнования он был признан победителем, и в 1946 году переходящее Красное знамя ЦК ВКП (б) было передано заводу на вечное хранение. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 мая 1944 года механический завод награжден высшей правительственной наградой – орденом Ленина. За военный период 58 работников завода были награждены орденами и 2435 – медалями.
Р. Иванова в годы войны возглавляла передовую фронтовую молодежную бригаду, активно участвовала в начинаниях заводского комсомола.
– Там, где было трудно, работали комсомольцы, – говорит она. – Когда из цеха № 8 на фронт ушли сразу четыре наладчика, к начальнику цеха Серегину обратились девушки-комсомолки Мознякова, Бокастова, Перун и предложили: «Будем налаживать сами». Несколько смен, и у них получилось. Их примеру последовали другие, благодаря чему цех не снизил выработку продукции для фронта. В моей бригаде, кроме меня, работали еще трое подручных. Мы предложили высвободить одну работницу с приемки полуфабрикатов и совместить две операции. Но вся тяжесть такого совмещения падала на одного человека. Тогда мы решили освоить профессию прессовщика и подменять друг друга. Если отставала одна бригада, на выручку приходили другие. Моя бригада и бригада Насти Шатилиной первыми стали называться «фронтовыми». И до конца войны мы сохранили это звание.

Каким он был, день 9 мая 1945 года?

В. Шумский – тот, кого можно назвать коренным жителем города. Он родился в 1928 году. В первые дни войны отец ушел на фронт, а мать осталась с четырьмя детьми на руках, Виктор был старшим. Тяжело приходилось. В 1943 году поступил в Орский индустриальный техникум. После окончания распределился в Пермский край, а в 1949 году вернулся на родину и устроился на механический завод, где и проработал сорок лет.

–Военные годы помню хорошо, – вспоминает Виктор Юлианович, – голодно, холодно, но интересно. В техникуме преподаватель приходил с термометром, и, если температура в классе была ниже двенадцати градусов, нас распускали по домам. А нам только этого и надо. Нам, как рабочим, в столовой давали дополнительный паек.
Как я узнал о победе? Этот день я помню хорошо. Собираюсь в техникум утром, а ко мне друзья прибегают: объявили о конце войны по радио. На занятия, естественно, не пошли. Мамы с соседками столы накрывают. У нас радость – отец вернется, а у соседок горе – кто-то погиб. Вот так и плакали, и смеялись. Казалось, что все плохое закончилось. Вечером на улице Советской от здания почты до милиции стояла плотная радостная людская толпа. Все обнимались, целовались. Фронтовиков качали на руках.
С. Беляев прибыл в Орск из Тулы в 1941 году вместе с эвакуированным эшелоном в вагоне, где было оборудование для чугунолитейного цеха № 19. Его трудовой стаж к этому времени насчитывал 21 год. Работал заместителем начальника цехов № 19, 11. С 1950-го по 1961 год руководил заводской профсоюзной организацией. На пенсию ушел в 1966 году, но продолжал трудиться на предприятии. Его трудовой стаж составляет 47 лет.
В архиве заводского музея сохранились его воспоминания: «Рано утром 9 мая мы услышали оружейные выстрелы. Я быстро оделся, побежал туда, где стреляли. Увидел нашего директора Александра Николаевича Нестерова, секретаря парткома Виктора Антоновича Подзерко, Николая Ивановича Попова, соседей, работников завода. Все радовались, кричали: «Ура! Победа!»
Потом мы пошли на завод, где был устроен митинг. Труженики завода шли семьями. Вся площадь была заполнена людьми. Всюду играли гармошки, люди пели, плясали.
На трибуну поднялись директор А. Н. Наследов, секретарь парткома В. А. Подзерко, предзавкома Н. Н. Извольский, комсорг завода А. В. Санкин, передовики производства.
Речь директора завода о разгроме фашистской Германии была встречена криками «ура!», бурными аплодисментами. В воздух летели шапки, платки. Многие плакали. В тот день завод не работал.
После митинга в цеховых столовых был организован праздничный обед, каждому желающему наливали фронтовых сто граммов. После обеда организовали концерт, все пели, плясали, танцевали.
Это был первый день, когда за долгие годы войны расцвели на лицах улыбки».

Начали с латунных пуговиц

В СССР холодильник марки «Орск» механического завода считался одним из лучших. Но к этой славе шли долго, сомневались, искали, спорили до хрипоты...


Закончилась Великая Отечественная война, и предприятию нужно было вставать на мирные рельсы. Коллектив искал свой путь в новой жизни: начали с латунных пуговиц, тракторных фар, и там, где еще вчера вытачивались снаряды, теперь производились алюминиевые кастрюли, детские санки, мебель для столовых. За двенадцать послевоенных лет на заводе освоили 28 видов производства.
Перестройки, затраты в основном ложились на инженерно-технических работников, которые разрабатывали документацию, организовывали новые участки. Но все это не давало нужных результатов. Завод систематически не выполнял государственный план. У предприятия не было перспективной продукции, на которой можно совершенствоваться и развиваться.
Тогда директор завода А. Пастухов предложил освоить производство домашних холодильников. Многие решили, что после латунных пуговиц идея абсурдна, на заводе не было нужного оборудования и специалистов. Аркадий Ильич не стал слушать оппозиционеров, а направил в Муром и Москву ведущих инженеров Мельникова, Зельцера и Ямпольского. В то время там уже освоили домашние холодильники. Пастухов сказал: «Мы будем учиться сами и будем учить народ». И в последующие годы учился весь коллектив.
В результате в марте 1960 года был изготовлен первый опытный образец. Его установили на проходной завода, где он стоял много дней. Это было сделано для того, чтобы показать заводчанам, что первый шаг, самый трудный, сделан, убедить сомневающихся. Вскоре было получено разрешение Торговой палаты, и в семи цехах организовали участки холодильного производства. А 26 марта 1970 года (через десять лет) изготовили миллионный холодильник!


Гимн людям труда

40 лет назад в помещении бывшего красного уголка четвертого цеха решили открыть заводской музей. 15 сентября 1971 года заведующая музеем В. Калядина вошла в помещение, а там, кроме нескольких стульев и голых стен, ничего.


–Пришлось посетить заводские музеи на ЮУМЗ и заводе Чкалова, – вспоминала Валентина Павловна. – Поняли, что нужно показать, как лучше оформить историю. На все это требовались материалы и время.
В областном архиве нашла интересные документы, сняла с них копии, но этого было мало. Дала объявление в газету «Молот», на заводское радио о сборе материалов. Стали приходить люди, рассказывать о своей работе. Кое-что стало вырисовываться.
В создании музея очень помогли ветераны В. Лаврушин, А. Гаврилкин, А. Матвеева. Сутками копался в архиве Г. Постов и нашел материалы, которые стали основой оформления стендов о военных годах.
А послевоенное производство, первый выпуск холодильника? И. Серебрянский кинул клич, и люди поверили, что музей будет, стали приносить личные вещи, документы, фотографии.
В оформлении общего вида музея принял участие начальник тарного цеха В. Кузякин, который выделял рабочих и каждый день проверял сделанное. Вскоре дело дошло до оформления стендов и планшетов. Засучили рукава художники В. Николаенко и В. Чвертко. Затем к делу приступила уже целая бригада художников под руководством Н. Тимакова. Фотографии на стенды и в альбомы сделал В. Седнев.
Общими усилиями музей был создан за год. И вот заводчане пришли в музей. Одни хвалили, другие ругали, не найдя о себе ни строчки, считая, что их вклад в работу завода тоже был значимым. И они были правы. Но попробуйте рассказать обо всем!
– Тогда я взялась за альбомы, этот формат более доступен, – продолжает Калядина. – Горжусь материалами «Они сражались за Родину», там остались воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны.
Каждый день в музей приводили экскурсии для вновь поступивших на завод, молодежи, школьников. Передовиков производства фотографировали у знамен. Но помещение музея не устраивало: был слышен цеховой шум, проникал газ от печей. Директором завода было принято решение строить новое здание, которое торжественно открыли 19 июля 1983 года.
Так, благодаря многим людям, и прежде всего Калядиной, в заводском музее собрался уникальный исторический материал. Но невозможно в истории поставить точку. Работу продолжила В. Седова. Собираются материалы по истории завода в послевоенный период, о династиях. Да и само здание музея уже требует обновления.

Материалы подготовила Дарья Тимофеева, слушатель школы «Репортер».



Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.