Моя судьба в судьбе завода
- Общество
- 21-05-2002
В июне текущего года исполняется 60 лет орденоносному “Южуралмашу”. Свыше сорока лет с этим заводом связана моя судьба.В военные годы, работая шофером в отдельной строительно-монтажной части, я доставлял материалы на объекты завода. Работы на строительстве цехов велись круглосуточно, ускоренными темпами возводились сталелитейный, механосборочные, кузнечно-прессовые цехи.
С 1947 по 1957 год - учеба, служба в Советской Армии прервали мою связь с заводом. Новая встреча, и уже навсегда, состоялась через десять лет. Уволившись из Вооруженных Сил, был принят на работу в управление капитального строительства ЮУМЗ руководителем группы генплана. Завод продолжал строиться, но уже начались работы по реконструкции действующих цехов. Полным ходом шла реконструкция электросталелитейного цеха (N 18). Здесь были построены механизированные линии подачи формовочных смесей, реконструирована земледелка, смонтированы вентиляция от запыленных участков, новые формовочные машины, построена механизированная линия уборки горелой земли.
В 1957 году после окончания основной реконструкции восемнадцатый превратился в один из лучших цехов завода того времени. Возглавлял его талантливый руководитель Д. Костенюк.
В реконструкции цеха активное участие принимал коллектив монтажного цеха N 8 под руководством Ф. Иванова управления “Союзпроммеханизации” и работники управления капитального строительства В. Мельников, Ю. Сурин, А. Тронько, М. Слепанев, А. Ткаченко и автор этих строк.
Ежегодный рост выпуска машин и оборудования для металлургов страны и на экспорт породил дефицит жидкой стали, формовочных площадей и мощностей по обрубке литья. Ликвидировать этот дефицит возможно было только за счет строительства и ввода в эксплуатацию новых объектов.
В 1959 году была построена и введена в эксплуатацию новая мартеновская печь мощностью 60 тн.
В том году ЮУМЗ посетил секретарь ЦК КПСС А. Аристов. Завод ему понравился, но не устраивали темпы роста производства и наращивания мощностей. На совещании он сказал, что нужно разбудить эту “спящую красавицу”. После этого началось второе рождение завода. Согласно постановлениям Совета Министров РСФСР и СССР институтом «Уралгипротяжмаш» было разработано проектное задание, согласно которому мощности завода возрастали до 140 тыс. тн. механоизделий в год или в 3,5 раза. Предусматривалось построить 400 тыс. квадратных метров жилья, детские дошкольные учреждения на 2800 мест, больницу, профилакторий, поликлинику, пионерский лагерь и другие социальные объекты.
Постановлениями была предусмотрена помощь заводу и строителям. Так, строителям выделялось оборудование, механизмы, автотранспорт, строительная техника, стройматериалы. Для увеличения строительства жилья было выделено оборудование для возведения завода сборного железобетона N 2.
Нелегкую ношу в эти годы пришлось нести автору этих строк, т. к. волею судьбы с марта 1963 г. по март 1986 г., в годы бурного развития завода работал заместителем директора по капитальному строительству. Отвечал за обеспечение технической документацией, финансирование, комплектование оборудованием и материалами, поставки заказчика, а также за сдачу в эксплуатацию объектов в срок. В своей работе опирался на помощь директоров завода А. Власова, Б. Кулика, с которым работал более десяти лет, Г. Бурова, А. Григорьева, В. Рацлава, главных инженеров и их заместителей И. Марченко, А. Кобалева, Ф. Четырбока, А. Назарова, В. Рабеги, В. Носова.
Постановлениями правительства предусматривалось резкое увеличение капитальных вложений в развитие завода и социальной сферы. Средств выделялось столько, что они иногда не успевали осваиваться, но рост мощностей шел неуклонно. Так, в 1960 году было закончено строительство двух пролетов сталелитейного цеха, что дало дополнительные площади для формовки и отливки крупных отливок. Также в 1960 году был введен в эксплуатацию южный пролет обрубного цеха с термическими печами, дробеструйными и гидравлическими камерами. Это увеличило мощности по обрубке, очистке литья и улучшило условия труда.
С ростом производства возник дефицит воздуха и кислорода для производственных нужд. Институтом “Уралгипротяжмаш” при активном участии отдела главного энергетика, возглавляемого в то время А. Малюковым, в короткие сроки была разработана техническая документация на новую кислородно-компрессорную станцию, которая была построена и введена в эксплуатацию в 1961 году. Большое участие в строительстве принимал тогдашний начальник цеха А. Конобрий.
Небольшой цех металлоконструкций, расположенный на площадях механического цеха, не мог удовлетворить возросшую потребность в металлоконструкциях. Остро встал вопрос строительства нового цеха. Институтом “Уралгипротяжмаш” при участии отдела главного сварщика, главного инженера завода И. Марченко, главного инженера и инженеров УКСа В. Базарного, Г. Гаврилова, И. Замулдинова была срочно разработана техническая документация. В 1960 году было начато строительство самого крупного на заводе и в Союзе блока цехов сварных металлоконструкций площадью 45 тыс. квадратных метров и мощностью 60 тыс. тонн продукции в год. Первая очередь блока была введена в эксплуатацию в 1962 году, а вторая - в 1963-м. Активное участие в строительстве принимали начальник цеха А. Захаров, службы механика и энергетика, специалисты Б. Березовский, Е. Петров, а также инженеры УКСа В. Дятчин, Ю. Стыценков и автор этих строк.
С возрастанием объемов выпускаемой продукции железнодорожный транспорт стал узким местом на заводе.
В 1963-1964 годах были реконструированы существующие железнодорожные пути и построены новые, в частности, сортировочная станция “Заводская” и железнодорожный путь протяженностью 7 км. Железнодорожный цех пополнился вагонами, кранами, техникой по ремонту путей, а паровозы были заменены тепловозами. Большой вклад в развитие железнодорожного транспорта внесли бывшие начальники цеха Л. Артеменко, А. Франц, а также Е. Сокур, А. Дорошенко, В. Соловьев, В. Брунько.
Значительным событием на заводе было окончание строительства в 1964 году газопровода и газораспределительной станции. В цехи был подан природный газ, а газогенераторная станция - основной загрязнитель окружающей среды завода - была закрыта.
Однопролетный прессовый цех с одним прессом не стал удовлетворять потребность в поковках, что явилось основанием для реконструкции и расширения его. В 1964-1965 годах к существующему пролету без остановки работы цеха пристроены три новых. В одном из них был установлен чехословацкий пресс усилием 6000 т/с и 80-тонный манипулятор. Построены 14 термических и нагревательных печей. Для коллектива цеха были построены новые бытовые помещения, столовая на 60 посадочных мест. Позже, в 1982-1984 годах, в цехе был построен и введен в эксплуатацию комплекс автоматизированного пресса английской фирмы “Деви-Леви” с новыми термическими и нагревательными печами.
Вводимые мощности позволили быстро увеличивать объемы выпускаемой продукции. В 1966 году были изготовлены 49 тыс. тонн механоизделий для металлургов страны и на экспорт, что на 5 тыс. тонн больше, чем в 1965 году. Завод досрочно выполнил задание семилетнего плана, за что в 1966 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а 67 работников награждены орденами и медалями СССР.
Досрочное выполнение планов сопровождалось досрочным освоением вводимых мощностей. В 1965 году были закончены работы по удлинению трех мартеновских пролетов и построены новые бытовые помещения для рабочих, что позволило начать работы по строительству нового сталеплавильного агрегата. На существующих площадях между двумя действующими плавильными агрегатами без их остановки была построена и введена в 1968 году электропечь ДСП-50 с газоочисткой. На этом объекте серьезное испытание выдержал строительно-монтажный участок УКСа под руководством Г. Гупаленко и прораба Г. Жилина. Большую помощь строителям оказывали В. Шубин и Д. Глозман.
В эти годы инженерные службы завода стали запаздывать с разработкой технической документации. Настала необходимость расширить конструкторские и технологические службы. Было принято решение построить второй инженерный корпус. В 1970 году он был введен в эксплуатацию. Появилась возможность расширить конструкторские и технологические отделы и полностью освободить бытовые помещения цехов.
1971-й стал годом улучшения бытовых условий в цехах. Были построены и введены в эксплуатацию бытовые помещения для обрубного цеха, получили новые бытовые помещения коллективы механического цеха N 3 и складского хозяйства. Для цеха металлоконструкций были построены вторые бытовые помещения со столовой. По инициативе бывшего начальника цеха П. Гамаюнова зал столовой был оформлен цветными орнаментами, а в душевых впервые на заводе установлены металлические шкафы для одежды.
В 1971 году завод превратился в стабильное, рентабельное предприятие, поставляющее продукцию свыше двух десятков наименований. Было изготовлено 67 тысяч тонн машин и оборудования для металлургов страны и зарубежных стран. Успешная работа завода стала возможной благодаря удачно сформированной бывшим директором завода Б. Куликом руководящей команде, в которую входили И. Марченко, К. Якимовский, А. Клушин, В. Матвеев, Г. Буров, П. Цикало. К сожалению, они были забыты после прихода нового руководства заводом в 1988 году.
В начале семидесятых в стране остро ощущался недостаток мощностей по производству валков холодного проката и машин непрерывного литья заготовок.
Правительством было принято решение сделать завод головным поставщиком этой продукции и построить блок цехов для ее изготовления. Большую работу по разработке техдокументации проделал тогда коллектив института “Уралгипротяжмаш”, возглавляемый В. Зуевым. Разработка документации велась под руководством Б. Ерыкалова, С. Фомина, В. Голдобина и отделом института при заводе, возглавляемого И. Замулдиновым. Большое участие в разработке техдокументации приняли инженерно-технические службы завода, в частности, отделы главного металлурга (В. Чернухин, В. Федан и А. Квятковский), главного технолога (Г. Буров, Ю. Земцов, А. Заика), главного сварщика (А. Захаров, н. Голозубов, Ю. Опарин), главного механика (П. Семкин, В. Стародубенко), главного энергетика (В. Рабега, В. Носов), главного конструктора общего машиностроения (А. Синеокий, Г. Куликов) и другие.
В результате совместного труда был создан проект блока цехов площадью 105 тыс. квадратных метров, мощностью 32,4 тыс. тонн валков в год и 25 тыс. тонн машин непрерывного литья заготовок. Уже в 1977 году была введена первая очередь мощностей по производству валков холодного проката. Для трудящихся цеха построены бытовые помещения со столовой на 100 мест (начальник цеха Р. Шагинуров, механик Н. Тюрин). Вторая очередь цеха валков была введена в 1978 году вместе с лабораторным корпусом, а вскоре заработал и комплекс по производству машин непрерывного литья заготовок с бытовыми помещениями и столовой (руководители А. Клушин, В. Курунов, В. Савенко).
Большую помощью строителям оказывал весь коллектив ЮУМЗ. Достаточно сказать, что на заводе было спроектировано и изготовлено свыше 10 тыс. тонн нестандартного оборудования. Много труда вложили в возведение комплекса работники управления капитального строительства (Г. Гаврилов, В. Чернов), технического отдела (В. Брунько, Г. Коваленко, П. Красовский, А. Богданова, Г. Гурова), отдела оборудования (М. Марченко, Б. Буинцев, Ф. Насыров, А. Тронько, М. Сутягина, Н. Литвинова, Л. Прокудина) и многие другие. Организацию работ совместно с подрядчиком, контроль за производством работ и качеством, сдачу оборудования и объектов в эксплуатацию осуществлял производственный отдел (В. Нерубацкий, В. Яковенко, В. Евтушенко, М. Бабай, В. Ганеман, В. Вещикова, В. Федосеева). Существующие электросети не могли обеспечить завод электроэнергией в полном объеме. Для покрытия дефицита была построена ЛЭП-110/10 с подстанцией. Электроснабжение стало гарантированным от сбоев. Для обеспечения завода и города теплом на ТЭЦ-1 был построен тепловой котел мощностью 180-Гкал/час.
Подрядчики в действующих цехах работать отказывались, для чего в 1959 году был создан свой строительно-монтажный участок, руководителями которого в свое время были Г. Гупаленко, Г. Жилин, Ю. Харьков, В. Долматов. Все поступающее на завод оборудование, кроме мостовых кранов, монтировалось строительно-монтажным участком, которым смонтировано свыше четырех тысяч единиц разного оборудования, построен детский сад на 280 мест, жилой дом на 80 квартир. На участке работали высококлассные специалисты В. Бурцев, В. Вечкуткин, А. Турсенин, М. Корытько, Н. Филатова, З. Нерубацкая, В. Галкина, В. Полетаева, Ч. Ярулин, А. Ширшов и многие другие.
В строительстве завода непосредственное участие принимали тресты “Южуралтяжстрой” (А. Радостев), “Орскпромстрой” (М. Тридуб, М. Полумордвинов, В. Зельцер), управления трестов “Стальмонтаж” (В. Крюков), “Востокметаллургмонтаж” (М. Лейферов, П. Гуров) и многие другие.
В результате усилий строителей и заводчан к 1986 году мощности завода возросли до 140 тыс. тонн механоизделий в год.
Одновременно с развитием завода развивалась и социальная сфера. Для трудящихся построены около 400 тыс. квадратных метров жилья, АТС на 6000 номеров, здание политехнического института, около 20 разных магазинов, 6 сберкасс, 3 кафе, в том числе и “Яшма”, 3 аптеки, пункты химчистки, 6 школ, 12 детских садов, домовые клубы для детей, поликлиника и профилакторий, лучший в городе дом культуры с парком и летним кинотеатром. В создании очага культуры и уходе за ним принимали участие тысячи машиностроителей. Очень жаль, что сегодня нашлись люди, которым не по душе русские названия и Дом культуры машиностроителей поменяли на иностранное “Эйлер-клуб”.
По инициативе руководства завода во главе с бывшим директором Б. Куликом был сооружен лучший на Урале Дворец спорта “Юбилейный”. Активное участие в его строительстве принимали работавшие в то время председатель спортклуба “Южный Урал” В. Бакштанин, отдел института “Уралгипротяжмаш” под руководством И. Замулдинова и Н. Чумичкина. Большой вклад в строительство социальных объектов внесли работники управления капитального строительства В. Елин, Н. Бубнов, Н. Пузиков, В. Вещикова, В. Григорьева, И. Шептунова, Л. Левочкина и многие другие.
В небольшой корреспонденции невозможно полно осветить все прожитое вместе с заводом за 40 лет. Но так хотелось, чтобы все сделанное машиностроителями приумножалось и жило в памяти следующих поколений орчан.
А. САЗОНОВ,
ветеран труда СССР, России и Южуралмашзавода.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024