Слава Кувейта нам не грозит, несмотря на огромные подземные залежи нефтепродуктов
- Новости
- 05-06-2002
- Будем качать нефть в центре города. Создадим второй Кувейт и, наконец, обогатимся, - пошутил как-то один из городских руководителей, узнав, что под Орском (в самом прямом смысле слова) уже с добрый десяток лет существуют техногенные нефтяные залежи. В этой шутке есть небольшая доля истины. Добыча нефти на территории Орска обсуждается сейчас на областном уровне. Уже имеется договор на разведку техногенных месторождений. Намечен даже максимальный план выработки – до тысячи тонн нефтепродуктов в месяц. Впрочем, не стоит забывать и о том, что искусственно образованные подземные «нефтяные озера» таят в себе немало загадок, опасных в первую очередь для экологического благополучия Орска.Об этом говорил в свой недавний приезд в наш город А. Гаев - профессор, доктор геолого-минералогических наук Пермского государственного университета, многие годы изучающий орские техногенные месторождения.
- Весной 1988 года ко мне, как к председателю областного общественного комитета по комплексным проблемам охраны окружающей среды и рациональному природопользованию, обратились из областной администрации с просьбой разобраться и помочь с ликвидацией исключительно взрывоопасной обстановки, сложившейся в районе Орского нефтеперерабатывающего завода и соседних предприятий, - рассказывает Аркадий Яковлевич Гаев. - Выехал на завод и сразу понял, что рекогносцировочным обследованием здесь не обойтись. На соседнем комбинате строительных материалов при уборке помещений бомбоубежища от взрыва скопившихся углеводородных газов погибла женщина. Другая женщина, помогавшая ей, стала инвалидом 2 группы. В цехе дверных блоков и столовой КСМ-«Ордок» были установлены высокие концентрации метана и других токсичных газов. А на территории района были зарегистрированы 16 случаев воспламенения газа во время самых разных работ – от сварки до простого заглубления в грунт.
Группа ученых в том же 1988 году приступила к исследовательской работе, благо, возможности тогда еще для этого имелись большие. В первую очередь было проведено детальное маршрутное обследование территории промышленной зоны Орска с проходкой горных выработок и опробованием почвы, грунта, почвенного воздуха, поверхностных и подземных вод, шлаков, отвалов и других техногенных образований. В зимних условиях опробован и исследован состав снегового покрова. Были применены самые современные методы физико-химического анализа веществ – от элементарных весовых до атомной абсорбции, нейтронно-активационного, хроматографического и изотопного.
Из Госцентра «Природа» были получены аэрокосмофотоматериалы, среди которых были и черно-белые, и цветные спектрозональные и синтезированные снимки. В результате дешифровки этих материалов уже к концу 1988 года удалось впервые четко обозначить зону экологического неблагополучия, где под почвой находилось скопление нефти и нефтепродуктов.
Затем на московском аэропредприятии был заказан вертолет, на котором специалисты выполнили крупномасштабную съемку территории промзоны с приложением инфракрасной тепловой съемки, которая позволила просветить землю на глубину до 22 (!) метров и выявить все трубопроводы и скопления углеводородов, которые закладывались здесь с момента строительства завода, примерно с 1935 года. Самое главное, что тепловая съемка позволила выявить все неисправности нефтепроводов, сеть которых на территории НПЗ составляла десятки километров. В результате руководством завода была намечена и поэтапно выполнялась программа замены трубопроводных коммуникаций с выводом многих из них на поверхность земли.
Разработанные системы контроля за движениями нефтяных флюидов позволили провести изучение подпочвенных газов и выявить основные пути, по которым нефть движется от НПЗ в сторону поймы реки Урал. Дело в том, что в районе промзоны Орска в 80-е годы произошло резкое повышение уровня грунтовых вод на 5-10 метров. Основная причина – массовые утечки из теплотрасс, водопроводных и канализационных сетей. С подъемом уровня воды поднималась к поверхности и нефть. Этот подъем нефти к земной поверхности (кое-где нефть вышла на поверхность и в подвалы) обусловил высокую пожаро- и взрывоопасность, а также резко повысил загазованность подвальных помещений. В процессе откачки скважин и горных выработок на КСМ-«Ордок» понижался уровень грунтовых вод, сразу снижался и уровень загазованности подвальных помещений.
С самого начала исследований предпринимались оперативные действия по перехвату потоков нефтепродуктов, стекавших в форме подземных речек на восток в сторону поселка Октябрьский и реки Горячки, а также на юг и юго-запад к площади Гагарина и к пойме реки Урал. Уже в 1988 году были пройдены дренажные канавы в крест этих потоков. Нефть и нефтепродукты (а сначала фильтровался почти чистый бензин с дизтопливом) собирались в специальные углубления-зумпфы и вывозились на завод. Таким образом только за четыре года на завод было возвращено более 50 тысяч тонн нефти.
А самое главное - была предпринята попытка оценить общий объем нефти, находящейся под поверхностью земли. Геологами на территории промзоны было пробурено более 50 буровых скважин глубиной от 10 до 20 метров. Велись наблюдения за глубиной залегания уровня нефтепродуктов и толщиной их слоя. Нефть свободно плавала на поверхности грунтовых вод. Из нескольких опытных скважин была произведена откачка водонефтяных смесей. Параллельно наблюдали за понижением уровней нефтепродуктов и грунтовых вод. Как результат – появились первые оценки запасов техногенных скоплений углеводородов. ИХ ОБЪЕМ СОСТАВИЛ ТОГДА 500 ТЫСЯЧ ТОНН!!! Скопление нефти и было названо Орским техногенным месторождением. Их в Орске установлены два (кстати, крупнейшее в России техногенное месторождение нефти находится под Грозным, где, по самым приблизительным оценкам, скопилось восемь миллионов тонн нефти!).
Правда, как утверждают специалисты, названная цифра - полмиллиона тонн нефтепродуктов – все же очень условна. Плюс-минус 100 тысяч тонн как минимум, притом, что нефть как таковая присутствует в залежах в разнообразных смесях, в той же грунтовой воде. Сколько в этой эмульсии чистой нефти – подсчитать нереально. Одним словом, сейчас абсолютно неизвестно, сколько тонн нефтепродуктов скопилось под городом. Ясно, что много. Но насколько эта цифра велика для того, чтобы говорить об экологической угрозе? Профессор Гаев уверен в том, что ситуация мало изменилась с достопамятного 1988 года. Нефть никуда не ушла и, несмотря на прекратившиеся утечки нефтепродуктов под землю, техногенные месторождения продолжают нести в себе реальную опасность.
- Только не надо преувеличивать исходящую от техногенных месторождений угрозу, впрочем, точно так же, как и приуменьшать ее, - заявляют орские специалисты, утверждая при этом , к счастью, одну несомненную мысль – под городом не должно быть нефтепродуктов, а скопившаяся под землей органика не должна оказаться в Урале. Данные постулаты не подлежат никакому сомнению, видимо, именно поэтому «Орскнефтеоргсинтез» уделяет такое большое внимание проблемам экологии. Все это время экологическая служба завода проводила анализ залежей, ведь все контрольные скважины находятся в ее ведении. Заводские экологи следят за всеми перемещениями линз, каждые два часа анализируя движение потоков нефтепродуктов. Но сейчас, кроме задачи определения объемов органики под территорией города, необходимо решить вопрос ее дальнейшей добычи. Завод в этом процессе будет выступать исключительно как нефтепереработчик, не более. Восточная геологоразведочная экспедиция, будучи структурным подразделением Тюменской нефтяной компании, берет на себя исследование территории Орска для определения уровня нефтепродуктов, которые находятся под землей. Уже заключен договор на организацию нефтедобычи и сдачу на ОНОС продукта. Так что в самом ближайшем будущем эта работа начнется.
«Орскнефтеоргсинтез» перерабатывал «техногенную» нефть все эти годы. Так, с 1993 года было пущено в нефтепереработку около 50 тысяч тонн сырья, добываемого фирмой «Дани-Эко». В месяц выходило 200-300 тонн нефтепродуктов. Но геологи обещают довести этот показатель до тысячи тонн ежемесячно!
Кстати, помимо этой организации нефть качали и подпольные мини-заводы, часть которых уже прикрыта правоохранительными органами. Но это отдельная тема.
- То, что делает фирма «Дани-Эко» по добыче техногенной нефти, явно недостаточно, - считает профессор Гаев. - Разработки должны носить целенаправленный природоохранный характер. Дело в том, что не только в сезонном, но и в многолетнем плане происходят волнообразные повышения и понижения уровня грунтовых вод. Этот гидромеханизм созвучен с гидрологическими максимумами и минимумами. В результате этого гидромеханизма техногенные нефтяные залежи постепенно выдавливаются через гидрологические окна в глиняном барьере в Урал. Нефтепродукты уже появились в пойме Урала не только в почвенном воздухе и в водорастворенном виде на участке между озерами Песчаное и Атамановское, но и в форме капельно-жидкостных скоплений. Программа мониторинга с применением наземных дистанционных методов (например, тепловизорная съемка по методике профессора Д. Мухамедярова из Казани) не только позволит проследить динамику развития процессов углеводородного загрязнения, но не оставит ни малейшей возможности для обустройства нелегальных нефтеперерабатывающих установок.
Чтобы предотвратить экологическую катастрофу в Орске и в бассейне реки Урал, необходимо как можно быстрее приступить к работам по программе мониторинга и полностью овладеть ситуацией, не допуская в дальнейшем стихийного развития событий.
Коллаж Екатерины Зубарь.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024