Родительский калейдоскоп
- Общество
- 28-08-2012
Совсем недолго осталось семилеткам называться дошкольниками, через неделю они получат совершенно новый статус и будут гордо именовать себя первоклассниками. Как родителям и педагогам помочь новоиспеченным ученикам не разочароваться в школе, не потерять интереса и желания учиться, а также побыстрее привыкнуть к новой роли? Что такое коварный ФГОС? Об этом в нашей рубрике. Здесь же мы вернемся к теме ювенальной юстиции и представим позицию суда Советского района.
Государственный стандарт нацеливает любить Родину, быть любознательным и здоровым
В седьмой раз набирает первый класс учитель школы № 26, что в поселке Первомайском, Ф. Юсупова. К педагогу с репутацией наидобрейшего наставника младших школьников, который заботится об учениках, как вторая мама, стремились попасть многие. И вот класс практически укомплектован, форма наглажена, портфель заполнен школьными принадлежностями, а завтра пройдет первая встреча со школой. Но родителей будущих первоклассников волнует и важный вопрос введения новых образовательных стандартов.
Чему и как будут учить детей сегодня? Неужели совсем по-другому, а старшим братьям и сестрам нынешних первоклассников давали знания иным способом? Сегодня Фарида Фатыховна расскажет о федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), который в российских школах пробуют реализовывать уже второй год.
– Раньше учителя давали детям перечень знаний, умений и навыков, теперь становится важным не предметный, а личностный результат: сам ребенок и происходящие с ним в процессе обучения изменения, – поясняет Юсупова. – Важны и результаты образования. В качестве основного из них выступает овладение ребенком набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать жизненные и профессиональные задачи.
Во все времена деятельность школы была направлена и на решение воспитательных задач, однако только в стандарте второго поколения определены конкретные результаты воспитания: патриотизм, учебная мотивация, толерантность и многое другое. Портрет выпускника начальной школы таков: любящий свой народ, край, Родину, принимающий семейные ценности, любознательный, готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, доброжелательный, умеющий слушать и слышать, ведущий здоровый образ жизни...
Проблема сохранения здоровья тоже приобрела статус приоритетной. Стандарт нового поколения обеспечивает заинтересованное отношение ребенка к своему здоровью и знание негативных факторов риска.
На уроках будем уделять внимание и развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных работ. В условиях, когда объем информации удваивается, как минимум, каждые пять лет, важно не просто передать знания ребенку, а научить его этими знаниями овладевать.
В учебном плане появилась и внеучебная деятельность. На нее отводится 10 часов в неделю. Теперь у каждого ребенка появилась возможность выбрать интересные занятия: спорт, лепку, танцы, рисование, макраме, бисероплетение... Все это проводится прямо в школе и клубе «Современник».
А вот должен ли ученик до школы уметь читать и считать? Скорее, нет, чем да. Главное, чтобы дети хотели учиться. Важнее уметь общаться со сверстниками, знать правила и нормы поведения, владеть рукой, слушать учителя, а читать и писать научить гораздо легче. В своей практике замечаю, что в последние годы приходят дети, действительно желающие учиться, это своеобразная волна неравнодушных, появившаяся после поколения 90-х годов. Сегодняшние школьники пока не разберутся в задании, на перемену не пойдут. Для них необходимо создавать ситуации успеха, хвалить за достижения, верить в их учебные победы и, конечно, просто любить.
С началом учебного года!
Споры о ювенальной юстиции продолжаются
После выхода в нашей рубрике 17 июля статьи «Родителей – на задворки воспитания?..», посвященной теме ювенальной юстиции, мы получили немало откликов. Решил высказать свою позицию и суд Советского района, где ювенальные технологии применяются с 2009 года.
Судья Н. Никитина утверждает, что ювенальная юстиция, то есть особая система правосудия в отношении несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, напротив, очень необходима.
– Целью ювенальной юстиции является осуществление правосудия таким образом, чтобы путем применения специальных восстановительных программ, основанных на знании возрастных и индивидуальных особенностей несовершеннолетних, исключить повторное совершение подростком преступления, – пояснила Наталья Николаевна. – Ювенальный суд, разбирая дела в отношении несовершеннолетних правонарушителей, рассматривает подростка не как объект репрессий, а как субъект реабилитации. Антипедагогические методы родительского воспитания, факты жестокого обращения взрослых с детьми, безнадзорности подростков, насилия и иные посягательства на права и интересы детей также не должны оставаться без должной оценки суда.
Еще одним аргументом суда при утверждении целесообразности ювенальной юстиции является статистика. По информации судьи Никитиной, если в 2007 году за совершение преступлений было осуждено 113 несовершеннолетних, то в 2011 году – 37, то есть почти втрое меньше. Если в 2007 году 9 подростков осуждены за совершение таких особо тяжких преступлений, как убийства, изнасилования, разбои, то в 2011 году ни один подросток за совершение таких преступлений осужден не был.
С цифрами не поспоришь, но противники ювенальной юстиции трактуют эти данные совсем по-другому. Они считают, что весьма сомнительна польза того, что даже тяжкие преступления подростков остаются без порицания и наказания. Действительно, так ли хорошо, что малолетние преступники почувствуют, что даже за убийство ничего страшного им не будет?..
Дискуссия продолжается, ждем читательских откликов – родителей
и школьных учителей.
Не ревнуйте к учителю и хвалите ребенка за успехи
Родители волнуются перед началом учебного года не меньше своих первоклассников. О. Кирменева, психолог Центра консультирования и тренинга «Статус», координатор детского направления, ответит на самые актуальные вопросы мам и пап.
– Как помочь своему ребенку начать школьную жизнь и стать успешным учеником?
– Самое главное, в чем нуждается ваш ребенок, это общение с вами. Выслушивайте рассказы о школе и помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день! Слушая внимательно, вы сможете понять, в чем ребенку нужна помощь, о чем следует поговорить с учителем, что происходит с ребенком после того, как вы прощаетесь с ним у дверей школы.
– Родители переживают, как сложатся отношения с учителем...
– Для первоклассника учитель становится одним из самых главных взрослых в жизни. В первые месяцы в школе педагог затмевает и маму, и папу. Мудрым поступком будет поддержать эту «влюбленность» ребенка и не ревновать. Сотрудничайте с учителями вашего ребенка, предлагайте помощь.
Даже если вам кажется, что что-то нужно делать по-другому, все трения должны остаться между взрослыми. Иначе ребенок будет вынужден разрываться между любовью к родителям и авторитетом учителя. Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о школе и учителях в семейном кругу, это значительно усложнит ребенку адаптационный период, подорвет спокойствие и уверенность.
– Мамы застенчивых детей волнуются, как будут к ребенку относиться сверстники, будут ли у него друзья...
– Помогите ребенку установить отношения со сверстникам и чувствовать себя уверенно.
Хвалите ребенка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам. Поговорите с ним о правилах общения со своими ровесниками. Пригласите одноклассников вашего ребенка к вам домой – простое чаепитие, а маленький хозяин научится принимать гостей. Не стоит «покупать» внимание школьных товарищей вашего ребенка дорогими игрушками и одеждой.
– Как помочь ребенку привыкнуть к новому режиму?
– Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. Многие дети в первом классе впервые сталкиваются с необходимостью вставать в одно и то же время. На протяжении 3 – 6 часов школьного дня ребенок активно учится, такая нагрузка равна напряженному рабочему дню взрослого человека. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, зрение, слух ребенка.
Если до этого вы не придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести его. Ваш ребенок нуждается в регулярном продолжительном сне. Не заставляйте сразу садиться за выполнение домашнего задания, ребенку нужно время, чтобы отдохнуть. Мозг использует время отдыха, чтобы «уложить» новые знания на «нужные полочки».
– Наконец вопрос, как будет учиться ребенок, волнует абсолютно всех...
– Многие мамы и папы так хотят гордиться своими детьми и так беспокоятся об их отметках, что начинают предъявлять очень высокие требования своему первокласснику. Школьные успехи, безусловно, важны. Но это не вся жизнь. Хвалите ребенка за его школьные достижения. Но помните, никакое количество пятерок не может быть важнее счастья вашего ребенка. Никогда не сравнивайте первоклассника с другими детьми. Сравнивайте сегодняшние успехи с вчерашним днем: «Ты вчера три буквы писал красиво, а сегодня целых пять!»
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024