РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Чайник на березе

Чайник на березе

Один из северных поселков «родился» двухэтажными домами еще в семидесятые. Располагался он на выезде из города, а до Новотроицка отсюда рукой подать. Климат в те годы был другим, вовсю дули западные ветра, и этот поселочек оказывался в дыму ОХМК, можно сказать, первым принимал на себя удары газовых атак.По направлению ветра орчане тогда судили о московской погоде, она приходила к нам дня через два. Нынче Москва живет по собственным погодным правилам, Орск – по своим, потому что стали преобладать ветры востока, которые несут из Сибири то мороз, то нестерпимую жару. И стоял так поселочек, пока не начался жилищный строительный бум, о предписаниях не строить под дымами соседнего города забыли, на картах архитектуры появился 240 квартал да с таким названием и остался в народе. Быстро росли здесь пятиэтажки, потом девятиэтажки, моментально заселялись рабочими никелькомбината, механического завода и «Строймаша». Но и частный сектор не отставал. Была проложена ветка трамвая из трех остановок от проспекта Ленина, и микрорайон стал жить, окрещенный еще и спальным. Потому что вся инфраструктура состояла из магазина, домового клуба, вечерней школы, расположившейся в двухэтажке. Потом сюда же присоединилась медсанчасть УВД.
Мы идем по самому «сердцу» 240-го, за конечную остановку трамвая. Вот что вспоминают старожилы.
– Тогда зимой заваливало снегами так, что останавливался трамвай № 1, до проспекта Ленина, где ходили трамваи № 4 и 5, автобусы, надо было добираться пешком. Не каждый преодолевал это расстояние, а на работу надо было. Мучились люди. Сейчас трамваи ходят реже, зато полно маршруток, и проблема выезда с 240-го квартала решилась самим временем.
– Три времени года невозможно было открыть окна, газом заволакивало так, что стояла пелена. Но решалась жилищная проблема. Специалисты советовали дышать через мокрое полотенце, но и это не спасало. Онкология до сих пор косит. А иногда, когда ОХМК не работал, вдруг из степи врывался в окна ветер, настоянный на чабреце. И мы ходили в ближние лесопосадки за этой сиреневой пахучей травкой, которую в народе называют богородской. Ею принято было устилать полы квартир в Троицу.
– А какие проблемы были с водой! Придешь поздно вечером, ни капли. Холодной и той не хватало верхним этажам. Посуды целый воз. Думаю, посижу у раковины, подожду воду, жду-жду да и засну. И тогда вода вдруг начинала течь из крана, захватывала мою кухню, просачивалась к соседям на четвертый этаж. Сегодня уже нет этой беды.
– Когда мы вселились в дом на улице Стартовой, то кинулись кустарники и цветы разводить в палисадниках. Кто сирень тащит, кто желтую китайскую розу, кто шиповник, астры и ирисы. И расцвели наши палисадники всеми цветами. Тогда мы воду не считали, поливали со всех этажей. А напротив дома появилась аллейка. Это две женщины-пенсионерки выкопали первую березку в лесопосадке и давай ведрами таскать землю. Прижилась. И сейчас украшает двор.
– Даже школы не было на 240-м. Наши ребятишки бежали через пустырь, лесопосадки в школу № 15. А рань, темнота, сбивались парами, вместе не так было страшно. Потом только появилась школа № 43, и наши дети перешли сюда. Сейчас школа – настоящий центр жизни микрорайона, кадетские классы открылись.
Но, считают жители микрорайона, хоть и появилось множество магазинов, а на выезде из города – массив коттеджей, все равно 240 квартал остался «спальником», не осуществилась многолетняя мечта о закольцовке трамваев № 1, 4, 5. Нет здесь ни досуговых центров, ни кинотеатров. И цены на квартиры здесь одни из самых низких. Строится десятилетиями онкологический центр, правда, храм появился в бывшей лесопосадке. И сюда идут люди.
Громадные теплотрассы, как змеи, опутали микрорайон, часто ремонтируются, а ямы остаются, на детские площадки мало остается места. Однако для кого-то 240 квартал – родина. Люди привыкают, помогают друг другу, живя в розе ветров. Стараются украсить палисадники, кто-то вешает на березу раскрашенные чайники, другой накрывает пенек старым тазом и разрисовывает его. Хочется ведь красоты...

Марина Булакина, слушатель школы «Репортер». Фото автора

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.