РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Голь перекатная

Уже на подъезде к поселку Крыловка, что относится к Советскому району нашего города, ощущаешь ту громадную пропасть, которая разделяет жизнь горожанина и сельского обывателя. В больших населенных пунктах мы живем, как в муравейнике, деревенское существование больше напоминает банку с пауками. В городах грязь скрывается контрастом жизненных уровней и напускным лоском, а на селе все правды и кривды расхлебываются жителями из одной чаши. Так и в Крыловке: десятилетиями строили да возводили, вот только потом за считанные годы лишились всего в результате фактически узаконенного воровства и грабежа.ЯД НА ВЕТРУ
В Крыловку ведет дорога, отходящая веткой от домбаровской трассы, и пейзаж редкой лесополосы вскоре сменяется картиной тотального разрушения; все это натворила отнюдь не война или природные катаклизмы, а людская глупость и алчность. По левую сторону от въезда когда-то был большой технический парк, занимающий площадь четыре гектара, сейчас от него остались только искореженные остовы комбайнов, которые догнивают под открытым небом. Общую картину поселка можно охарактеризовать, как мрачный соцреализм, и совсем несложно поверить в то, что все это находится в черте Орска. Разруха за последние годы стала более привычной, чем созидание.
В настоящее время агрофирма «Луч» фактически не существует – она уже давно признана банкротом, а пустующие земли осваивают арендаторы. Самым крупным является крестьянско-фермерское хозяйство «Колос». Именно с его работниками мне и довелось встретиться в первую очередь. Мужики как раз трудились над усовершенствованием косилки образца 30-х годов: поставили гидроцилиндр, регулирующий поднятие агрегата, отлаживали шестерни. Получалось, в общем-то, неплохо. Фермеры признались, что машина хорошая, вот только дико как-то работать на технике, знакомой им еще со времен освоения целины. «Еще наши деды работали на таких косилках, потом мы, будучи пацанами». Все оно верно, да вот только денег на хорошие машины в хозяйстве нет, и все вопросы по уборке и сенокосу решаются по-соседски: зачетами да мелкими уступками – сегодня вы нам, завтра мы вам. Приходится выворачиваться, ведь жить людям как-то нужно. Живых денег бывшие рабочие «Луча» не видели уже лет 12 и далеко не все получили полный расчет. Кто-то забрал свои кровные кормами да зерном, кто-то другими зачетами. Жителям Крыловки предлагалась испорченная мука по цене 320 руб. за мешок, а также каша и желе в банках по 25 рублей. Мужики потом съездили в город и увидели там реальную цену, которая оказалась чуть ли не в три раза ниже. Ранее процветавшая агрофирма пришла в упадок и запустение: ни тракторов, ни комбайнов, ни сооружений. Рядом с базой «Колоса» стоит то, что некогда было складом ядохимикатов. От него не осталось даже фундамента, зато разорванных пакетов с отравой в избытке, и ветер разносит их по всей округе. Чуть поодаль находилась заправочная станция. Резервуары сняты с опор и увезены в неизвестном направлении, автомобильные боксы разрушены до основания. По соседству базируется бывшая машинно-тракторная мастерская – основа любой ремонтной базы. Сейчас она представляет собой разгромленное здание. Когда мы к нему подъехали, там как раз работала бригада по разборке. С одной стороны бывшей МТМ стоял автокран, с другой - грузовик, нагруженный кирпичом. На вопрос, куда «уйдут» стройматериалы, рабочие так и не ответили. Может быть, ответ на него даст глава администрации? Бывшая мастерская и заправка когда-то были огорожены забором. Плиты из него вырваны и увезены, однако вся деревня знает, возле чьего дома они сложены аккуратной стопкой.

БЕДНАЯ, ПЕЧАЛЬНАЯ СФЕРА КОММУНАЛЬНАЯ
В каждой деревне есть район, именуемый «двухэтажкой». Сельские «небоскребы» были построены в Крыловке в 1964 году, и с самого начала в новостройках возникли проблемы с водой – не хватало давления. Жители рассказывали, что сперва воду отключали днем, но давали по ночам, а в этом году с наступлением лета вода «ушла» совсем. От насосной станции остались рожки да ножки. Директор водоканала А. Чуриков объяснил, что проделывается огромная работа по восстановлению системы водоснабжения. Водопровод - не птица Феникс и из пепла он сам по себе не восстанет, однако насос в Крыловке обещано установить «не сегодня-завтра». Молодежь мрачно шутит: «Пока воду дадут, у нас руки от ведер станут, как у обезьян - до земли». За живительной влагой ходит и стар, и млад, однако пенсионеров в этой ситуации особенно жаль, ведь до ближайшего источника путь не близкий. Такая же плачевная ситуация и с канализацией. На двери одного из подъездов уже не одну неделю висит объявление, что в связи с поломкой жителям не рекомендуется пользоваться санузлом. Вот и бегают сельчане по нужде в сараи, а те, у кого их нет, приспособили под отхожее место заброшенную кочегарку. Только и осталось, что с одной стороны написать букву «М», с другой - «Ж». О ремонте подъездов говорить и не приходится. Стены обшарпаны, двери покосились, штукатурка осыпается с тихим шорохом. Проблема текущего ремонта, не говоря уж о капитальном, актуальна для города, чего уж говорить об окраинах. В еще большую негодность, чем дома, пришли многочисленные надворные постройки. Да это и неудивительно, ведь для того, чтобы разводить скот, его кормить надо, а в нынешней ситуации это сложно. К примеру, поросенку нужна тонна зерна, корова съедает за зиму три тонны сена, а это для селян дорого, ведь еще нужно и одеваться, и семью кормить. Получается замкнутый круг. Животноводство – реальный способ заработать, но на его организацию не хватает средств. Вот и стоят постройки, заваливаясь набекрень с каждым днем все больше и больше.

ЗЕМЕЛЬНЫЕ СТРАСТИ
Вполне естественно, что жители Крыловки не хотят мириться с таким положением дел в родном поселке, и первым шагом к решению проблем стало письмо, адресованное губернатору А. Чернышеву, мэру Ю. Черноусову и главе Советского района С. Дубинкину.
«Мы, нижеподписавшиеся, жители поселков Крыловка и Урпия, доводим до Вас, уважаемые руководители района, города, области о нашей жизни и организаторских способностях Ваших руководителей на местах:
1. ОАО агрофирма «Луч» - поселкообразующее предприятие - в 2001 году объявлена банкротом, и назначено внешнее управление. Мы остались без работы и средств к существованию. Предприятия Орска находятся на расстоянии 30-45 километров от населенных пунктов, график движения автобуса не позволяет работать в городе.
2. Не погашены долги по заработной плате за несколько лет, а кому деньги выплачены – эта информация держится в секрете.
3. Сельхозтехнику раздали, списали и разворовали руководители.
4. Производственные объекты сельхозназначения разворованы, здания разбираются на стройматериалы и увозятся.
5. Оборудование орошаемых земель разрушено, порезано и вывезено на металлолом.
6. Земли, которые выделялись под посадку картофеля для личных хозяйств, отобрали, а оборудование разграбили.
7. Сено выкашивается людьми, близкими к руководству, и вывозится за пределы поселков на продажу. Подворья личных хозяйств оскудели, зерновых кормов нет, свиноводство в большинстве семей ликвидировано. Многие семьи находятся в крайне плохом экономическом состоянии: голодают дети, процветают воровство, пьянство и нищета.
8. На оставшемся пепле зарождающиеся крестьянско-фермерские хозяйства и арендаторы не получают практически никакой помощи и поддержки, варятся в собственном соку и в очередной раз обманывают собственников земельных паев, не платят за аренду, так как объемы сельхозпродукции низки…».
Обращение к властям опубликовано не полностью, и последний абзац содержит резко негативное отношение авторов письма к главе администрации Крыловки Ж. Испаеву. Жители поселка обвиняют его в несправедливом распределении земельных участков, что способствует столкновению арендаторов между собой, плюс ко всему в заявлении содержатся упреки в том, что глава администрации распределяет сенокосные угодья родственникам и друзьям с заявлением «я здесь хозяин, печать у меня». Помимо этого, в конце письма имеется приписка обычной шариковой ручкой, которую сделал глава фермерского хозяйства «Колос».
«С заявителями полностью согласен и поддерживаю. Заявление задержал, так как пытался уладить ситуацию с главой района С. Дубинкиным. Для организации сельхозработ в 2002-2003 годах на площадях 2500 га в жесточайших условиях привлек инвестиции в объеме 4-х миллионов рублей, закуплены сортовое зерно, ГСМ, техника, оборудование. С. Дубинкин заявил мне: «Сеять не будешь». Как же будут жить люди?».
В свое время руководство фермерского хозяйства распределило среди своих пайщиков муку по цене гораздо меньшей, чем предлагалась ранее за долги по зарплате, и еще ниже, чем в сельском магазине. Все это было расценено заинтересованной стороной, как покупка людей за муку.
Таким образом, наметился первый безрезультатный диалог населения городской окраины с поселковой властью. Весной этого года было решено сформировать комиссию по выделению земельных участков пайщикам, и 12 марта состоялось собрание. Его результатами многие остались недовольны, главным образом из-за уже упомянутого в письме несправедливого, по мнению жителей Крыловки, распределения участков. Можно просмотреть протоколы собрания, и сразу же возникают вопросы относительно неактивности пайщиков. К примеру, за то, чтобы включить в состав комиссии Г. Голыбдину, проголосовали 180 человек, а 201 пайщик предпочел промолчать. Стоит ли винить кого-то в ошибках и неправомерности, если жители самоустранились от процесса распределения земли – дела весьма трудоемкого и щекотливого, ведь люди судятся даже из-за межи на огородах. Однако собрание, как того и следовало ожидать, не удовлетворило обделенных пайщиков, и они обращаются с заявлением к мэру и главе администрации Советского района.
«Мы, нижеподписавшиеся, собственники земельных паев и арендаторы поселков Крыловка, Урпия на основании Закона РФ выражаем свое недоверие наблюдательной комиссии, в связи с неграмотным и неправильным подходом к распределению земель, препятствующим повышению плодородия, снижению затрат и увеличению производства сельхозпродукции. Мы признаем, что в составе наблюдательной комиссии оказалось большинство некомпетентных собственников земельных паев». Можно сколько угодно спорить об осведомленности тех или иных участников раздела, однако с первого раза дело не пошло. Директор КФХ «Колос» В. Струевцев оформляет на себя нотариально заверенную доверенность распоряжаться голосами своих пайщиков и в свою очередь в корне не соглашается с существующим распределением земель. Директор фермерского хозяйства направляет письмо главам города и района.
«Доводим до вашего сведения, что хлебопашеством в пос. Крыловка и Урпия занимаются 4 арендатора, так как оно из-за низкой урожайности неприбыльное и из-за хлопотности непривлекательное, но пахать и сеять надо – это наибольшее число рабочих мест, меньше бедствующих семей. В условиях массовой безработицы семьи спасаются от голода и холода за счет огородов и содержания скота. Обеспечение семей поселка сеном – это на сегодняшний день самый главный и нерешенный вопрос. На последнем собрании, которое состоялось 6 июня, глава пос. Крыловка и Урпия Ж. Испаев устроил «балаган» вместо ответа об обеспечении кормами собственников земельных долей. Подготовилось порядка десятка сенокосных бригад, которые уберут и вывезут, не имея на то законных оснований, на продажу сено, в долевой собственности принадлежащее жителям поселков. Глава администрации Ж. Испаев своими действиями не препятствует, а содействует незаконному распределению сенокосов, не защищает интересы пенсионеров, многодетных семей, да еще к тому же имеющих детей-инвалидов. Антинародное отношение главы администрации Ж. Испаева к жителям поселков обязывает нас задать Вам вопрос: почему он имеет право и на каком основании «так» работает на этой должности за народные деньги? Не обеспечим людей сеном, материалы будут переданы в судебные органы для возмещения ущерба собственникам». Заблаговременно Струевцев обратился в земельный комитет с просьбой о выделении предприятию «Колос» участков для посевов и сенокоса. Бочка меда не обошлась без ложки дегтя, и возникли спорные участки. Для разъяснения ситуации глава хозяйства обратился в прокуратуру Советского района, а копии были направлены мэру, его заместителю мэра А. Блинкову и председателю земкомитета Н. Карабутову.
«На согласованных и утвержденных землях для ООО КФХ «Колос» с неправомерного разрешения главы администрации пос. Крыловка и Урпия Ж. Испаева бывший главный инженер посеял 40 га пшеницы и создал скандальный прецедент, 200 га ячменя на наших землях посеяли работники ООО КФХ «Тукай», хотя были строго предупреждены руководством «Колоса». На письмо директора хозяйства от 3 апреля 2002 г. о выделении собственникам земельных паев, всех видов сенокосов и поливных земель под огороды до сих пор не поступил ответ от наблюдательной комиссии, дополнительные устные заявления не приняты. Аналогичные неправомерные действия предприняты к собственникам других объединений. Сенокосные угодья выкашивают избранные люди, решения не обнародованы и не утверждены. Неправомерным действиям главы администрации и наблюдательной комиссии выражено недоверие, заявления направлены в адрес руководства города, района, однако решений нет. Просим Вас приостановить действия наблюдательной комиссии по распределению земель собственников, нарушивших их права на сенокосные наделы…». Одновременно с отправлением этого письма коллектив арендаторов получает уведомление из прокуратуры Советского района о том, что проведена проверка по использованию земель.
«8 декабря 2000 г. был заключен договор аренды земельных долей при множественности лиц на стороне арендодателей между собственниками земельных долей пос. Крыловка и ЗАО "Агрофирма "Луч". Договор заключен на аренду площади 2500 га сроком на 10 лет». В документе говорится также и о том, что свои права на спорные участки в пределах площади «Колос» заявляет, основываясь на договоре. Но в то же время «Ваши требования на земельные участки не основаны на законе в соответствии со ст. 22 Земельного кодекса РФ». В ней говорится о том, что участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду только в том случае, если земля выделена в натуре, а этого в Крыловке на то время сделано не было. Тем не менее, фермерское хозяйство уже успело провести подготовительные работы на пашне.
В начале июля глава района Дубинкин направляет в Крыловку ответ. В нем говорится, что «по обращению в администрацию в отношении незаконных действий главы администрации села Ж. Испаева, якобы способствующего незаконному распределению сенокосов в селе, сообщаю, что данные факты не подтвердились». Несмотря на бурную переписку и попытку договориться спор о распределении земель продолжился. Прокуратура района на этот раз направляет письмо лично главе «Колоса» Струевцеву. В нем говорится, что договора, не зарегистрированные в учреждениях юстиции, не могут считаться действительными. Тут-то и сделал промашку директор аграрного предприятия. Вопросы оформления аренды были проработаны слабо, за то и поплатились. Плюс ко всему «Колос» не смог засеять всю площадь. Под зерновые были использованы только 1200 га, а под сенокосы задействованы 500 гектаров. Что касается использования поливных земель, то по ним решения как не было, так и нет.
Мы становимся свидетелями того, что диалог с властными структурами никак не налаживается. Создается впечатление, что кому-то специально невыгодно использование пустующей, заброшенной и разграбленной земли. Бывшие колхозники так и не знают, какой участок именно им принадлежит. Простому человеку нужно все растолковать, а не подменять истину туманными формулировками.
Мы ехали по бывшим владениям агрофирмы «Луч». Поражала дикость окружающей природы. Уже становится сложно поверить в то, что некогда на этих местах была пашня. Все поросло бурьяном в человеческий рост да лебедой. Чтобы все это поднять из безысходной запущенности, нужны капитальные вложения и, в первую очередь, техника. Земельные паи распределены, но никто не знает, что же с ними делать. Начальник сельхозотдела администрации города В. Табульдин отметил, что решение по использованию площадей зависит от желающих сеять и жать. «Вот мы с вами приедем в Крыловку, захотим использовать посевные площади, и нам пойдут навстречу. Вопрос в другом, кто захочет вкладывать в это деньги?».
Вот мы и видим самый натуральный замкнутый круг непонимания. Самое время ответить на вопрос: сколько людей в городе остались без работы в результате продажи предприятий пронырливым разномастным дельцам. Сложно, потому как эта цифра меняется. Земля - это гарантированные места для тружеников, и пускай не быстрый, но доход, если совместно с земледельческой базой развивать овощеводство и животноводство, однако народ привык хулить власть и надеяться на русское авось. Одиозность присуща фигурам из властных структур. По большей части «все они» плохие в народной молве, однако задумывался ли каждый из нас, а что лично я сделал для того, чтобы жить лучше.

ЭПИЛОГ
И все-таки нарисовался оазис в дикой степи. Сначала глаз зацепился за смену цветов: среди бурой земли да выгоревшей травы промелькнула изумрудная зелень. Еще минута езды, и уже не видно края ржи, которая колосится до самого горизонта. Вот она работа арендаторов. В другой стороне трактора граблями собирают чуть подсушенную траву. Скоро сено, разбросанное кучками по полю, превратится в аккуратные тюки, которые займут место на подворьях. Сколько ни говори про развал, а ведь работают же люди. Мы обгоняем комбайн и сигналим. Парнишка выпрыгивает из кабины, осматривает жатку: «Сейчас до края дойду и обратно по другой полосе».
Фермеры сокрушаются. «Вот если бы можно было использовать поливные земли, мы бы картошечку посадили. У нас ведь зона рискованного земледелия. Не уродятся рожь с пшеницей, так мы на «втором хлебе» зиму протянем». Вот только скоро сказка сказывается, а все разграбленное практически в одночасье придется восстанавливать долго. Да и средства для этого нужны немалые. Кто-то неплохо обогатился за счет бывшего государственного добра, построив коттеджи в районных центрах, а кто-то вкупе с бабами терпеливыми, стариками немощными, да детьми несмышлеными пьет горькую чашу до дна.
Мы уезжали из Крыловки, а голову не покидала мысль: можно сколько угодно рисовать мрачные картины будущего, но ведь не все еще потеряно, только бы нас понимали с полуслова, да не ставили палки в колеса. А то ведь создается впечатление, что одни не понимают, а другие немы. До тех пор и будет у нас жизнь, словно дегтем замазана стяжательством. Не существование, а бурьян непроходимый, да и люди - не люди, а так – голь перекатная.

Фото Григория Горбунова

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.