РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Под диктовку времени пишет газета историю города

В мае «Орская хроника» отмечает свое 95-летие. Это одна из старейших газет области. Ее можно с полным правом назвать летописцем промышленного центра восточного Оренбуржья на протяжении почти целого века. Судьба издания оказалась непростой, как, впрочем, и всего прошлого столетия, однако оно выстояло вопреки выпавшим на его долю испытаниям.
Сегодня пожелтевшие страницы – это своего рода зеркало истории города с многочисленными и уникальными подробностями. Удручает только одно – сохранившихся номеров немного. Особенно первых. Виной тому стали обстоятельства, выражаясь формально, непреодолимой силы. В актюбинском областном архиве имеется пятый номер «Известий», датированный 10 февраля 1918 года. Оказался он там, очевидно, благодаря красногвардейцам, оставившим Орск после натиска армии Дутова. Газета выходила по средам и субботам, следовательно, первый номер должны были напечатать в конце января. А в том, пятом, учитывая происходившие события, содержатся директивные материалы, обращения к разного рода Советам, их права и обязанности. Кроме того, здесь опубликовано открытое письмо бывшего эсера Бурзянцева к орской группе партии социалистов-революционеров, в котором он объясняет, почему перешел к большевикам.
Городской краеведческий музей располагает лишь несколькими номерами памятного 1918 года, причем в виде фотокопий. Тем не менее они дают редкую возможность, словно на машине времени, перенестись в начало прошлого столетия, следы которого сегодня можно отыскать только в учебниках, трудах историков, фильмах и литературных произведениях.
Вот номер за среду, 14 августа, «Известий» Орского Совета рабочих, крестьянских и казачьих депутатов. Первая полоса с шапкой «Да здравствует власть Советов!». Под названием – небольшая заметка «От конторы газеты» со следующим содержанием: «В контору газеты нужны мальчики для розничной продажи газеты. Являться в Совет деп. ком. «Известий». Ниже от редакции: «Товарищи рабочие и красноармейцы! Поддерживайте свой пролетарский печатный орган. Пишите статьи, выражайте письменно свои мысли и желания. Не стесняйтесь неправильного слога: редакция исправит ваши рукописи. Присылайте в редакцию все постановления и протоколы всех ваших собраний!»
Стоит отдать дань коллегам из восемнадцатого: номер отличается высокой содержательностью. Они трудились под диктовку времени. В Орске свирепствовала эпидемия холеры. Подтверждение – информация об учреждении городского санитарного совета. Под заголовком «В добрый час» содержится отчет о митинге-собрании рабочих и мусульман. На ту же тему заметка, подписанная «Рабочий», с призывом к единству рядов, победить все попытки контрреволюции.
Есть в номере выдержка из приказа по войскам Орского фронта от 5 августа № 7, где указывается введение в городе пропусков как на его территорию, так и из него, полный контроль, ночные патрули. Документ подписан командующим фронтом Левашевым и адъютантом Логиновым. Рубрика «Хроника» констатировала: «В холерном бараке с 1 августа по 10 находилось больных 31 чел., умерло 22, выздоровело 7 чел.».
Проступки оценивались по законам царившей обстановки. Счетовод окладного отдела Ефросинья Яковлевна Доброхотова за «самочинное безвестное оставление службы с 29 июля» увольняется и предается Судебно-следственной комиссии для привлечения к ответственности за саботаж, сообщали председатель Совета С. Долгоруков, члены Селиванова, Малянов, Я. Батаев, Лисицин, Ворожейкин, Чернов. Веет холодом от Постановления Чрезвычайной военно-следственной комиссии. Дело Григория Васильева, обвиняемого в краже вещей у товарищей красноармейцев, боевых патронов, предать военно-полевому суду, значится в нем. Неизвестно, как сложилась его судьба дальше, но «гражданину Фазлиану Гильманову, подозреваемому в «шпионаже и в сношении с казаками», вряд ли оставалось надеяться на снисхождение. Как и сестрам милосердия Марии Бойковой и Марии Трухановой, обвиняемым в «передаче военных тайн неприятелю и выдаче в руки казаков советских работников, а именно заведующего кумысолечебницей Васильева. Он был расстрелян казаками».
А вот к безответственным лицам власть относилась, судя по всему, весьма мягко. Солдат пулеметной команды Г. Голубев потерял мандат на право ношения огнестрельного и холодного оружия за № 129, удостоверение личности за № 64, два мандата на право реквизиции скота… и мандат пом. заведующего снабжением фронта. Начальство ограничилось объявлением в газете и фразой: «Все означенные документы считать недействительными».
Последующие августовские номера, в сущности, представляют собой хронику суровых, полных драматизма дней, ставших уже далекой историей. Пятница, 16-е. Газета помещает воззвание к казакам: «Идите к нам, под наши красные знамена труда, переходите группами 1 – 10 человек с красным или белым флагом, переходите через наши цепи». На следующей странице – военный бюллетень за 15 и 16 августа, отдельные эпизоды боя за 11 число.
«Против 4-й роты стояла 3-я того же полка, повествует автор, левый фланг которого тоже был задет атакой. При этой роте находился командир полка т. Морозов… Он остался всего с двумя красноармейцами. Им втроем пришлось совершать отход под сильным напором группы всадников человек в 15 – 20. Несколько человек из наседавших всадников были ссажены выстрелами и штыками. Но один за другим пали от казачьей шашки эти самоотверженные храбрецы. Тов. Морозов остался один с наганом в руке. Из группы казаков отделились 5 человек и бросились с обнаженными шашками на тов. Морозова. Тов. Морозов одного из смельчаков выстрелом из нагана свалил с лошади, сам продолжая отходить, размахивая по сторонам револьвером. К счастью, невдалеке был его взвод, который вовремя выручил его, открыв по наседавшим огонь».
(Продолжение следует.)

Виктор Гончаренко

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.