Две пятилетки директора, преобразившие Орск
- Общество
- 19-10-2013
Не стало мощного человека, талантливого инженера и руководителя, преобразившего ЮУМЗ и наш город полвека назад. Бывший директор ЮУМЗ Борис Федотович Кулик будет похоронен в понедельник, 21 октября, на одном из московских кладбищ.Фронтовик с железным характером, он руководил заводом, когда потребовалось увеличить его продукцию более чем в 10 раз, перестроить цеха, построить жилье для его рабочих. С задачей он справился. Его товарищи рассказывали, что завод тогда лихорадило, план не выполнялся. И на министерской коллегии Борис Федотович пообещал, что завод всегда будет в передовиках или он не будет директором. И с середины шестидесятых до середины семидесятых ЮУМЗ всегда был лидером в отраслевом соревновании. Такое возможно, только если огромным предприятием руководит лидер, способный организовать коллектив и добиться больших побед. Так и было. Товарища, коллегу и руководителя сегодня вспоминают те, кто имел честь работать рядом с ним или под его началом.
Борис Федотович Кулик. Окончил Уральский политехнический институт в 1949 году, инженер-механик. Кандидат технических наук. В 1961 году стал лауреатом Ленинской премии. Награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, Отечественной войны, медалями.
Участник Великой Отечественной войны. На завод пришел в 1949 году. Начинал ведущим инженером-конструктором, потом начальник КБ, заместитель главного конструктора, главный инженер – заместитель директора, директор Южно-Уральского машиностроительного завода. С 1975-го в Министерстве тяжелого и транспортного машиностроения – начальник главка, заместитель министра тяжелого машиностроения.
Под его руководством созданы скоростные непрерывно-заготовочные станы «850/700/500». Принимал участие в монтаже непрерывно-заготовочного стана на Аньшаньском металлургическом комбинате (КНР); 100-тонного конвертера на НТМК; машины непрерывного литья заготовок (г. Риза, Германия). Руководил техническим перевооружением завода, созданием блока цехов сварных металлоконструкций, блока механосборочных цехов, освоением производства валков холодной прокатки.
(Свободная энциклопедия Урала)
Виктор Франц, глава города:
– Все молодые годы проработал на заводе при Борисе Федотовиче. С гордостью могу сказать, что у меня, как и у многих заводчан, куликовская закалка осталась не только в памяти, но и как постоянное руководство к действию. Борис Федотович – мощный руководитель, он умел подбирать кадры, понимал людей, давал им возможность профессионального роста. Учил вникать в проблему, а потом принимать решение и отстаивать его до конца.
Его, страстного болельщика, мы видели на трибунах старой ледовой коробки, где зимой зрители стояли на скамейках, дрожа от холода. Одно из его начинаний – ледовый дворец. Когда идея стала воплощаться в жизнь, он поручил нам, комсомольцам, очистить от ржавчины и протравить кислотой 28 километров труб, которые предстояло смонтировать для хладагента. Труба не могла долго лежать на воздухе, чтобы опять не окислиться. Надо было сделать все очень быстро. В цехах вывесили проект будущего дворца, и молодежь завода взялась за это дело, выходили на субботники. В те же годы он поддержал корчагинское движение, которое впервые появилось на нашем заводе. Комсомольцы пятого цеха зачислили в свою бригаду этого героя. Потом идею подхватили другие предприятия.
К молодежи относился бережно. На любые наши профессиональные конкурсы или съезды всегда приходил сам, старался поощрить лучших. По его инициативе построено новое здание машиностроительного техникума. Раньше студенты занимались в бараке, который находился на втором участке. Еще одна его идея – своя база отдыха на Урале. Все подразделения завода получили задание построить свои домики. У железнодорожников получился как два купе пассажирского вагона, у кузнецов – двухэтажный домик в виде большого пресса. Кто строил, те потом и получали первые путевки на отдых. Он же стал инициатором строительства заводского профилактория, расположенного за площадью Шевченко.
Вспоминаю о легендарном руководителе, с которым довелось проработать много лет, с теплом и благодарностью.
Борис Федотович разработал программу развития завода, когда был директором, а потом продолжал курировать предприятие из министерства. Человек был справедливый, спросить мог серьезно. Его по-хорошему побаивались за твердость характера.
Первый раз его я увидел, когда учился во второй школе. Директор завода пришел к ученикам и рассказывал, что выпускает его предприятие. Кто-то из озорства спросил: «А самолет можете сделать?» И услышали гордый за свой завод ответ: «ЮУМЗ все может».
Виктор Петрович Фролов, директор по персоналу ОРМЕТО-ЮУМЗ:
– Я пришел на завод, когда Кулика уже перевели в министерство. Но для молодых заводчан и большинства горожан он оставался легендой. Был членом горкома КПСС, депутатом Верховного Совета СССР. Он многое делал для завода, да и вся реконструкция предприятия, вероятнее всего, начиналась потому, что здесь был лидер, который готов был взять на себя гигантскую ответственность.
Когда в последующие годы приезжал из министерства к нам на завод, мог при необходимости быстро навести порядок. Кулаки у него были как гири. Мог двумя руками ударить по столу и строго спросить: «Когда сделаете?» Его всегда уважали, делали быстро, как требовал.
Осталась память о Борисе Федотовиче и совершенно необычная: березовые аллеи, посаженные перед инженерным корпусом, – его инициатива, выходили на субботники всем заводом.
Связи с заводом Борис Федотович не терял и после выхода на пенсию. В прошлом году его поздравление опубликовано в заводской газете в честь семидесятилетия предприятия. Вспоминая годы работы на заводе, он писал: «Благодаря самоотверженному труду заводчан задания государственных пятилетних планов нами выполнялись и перевыполнялись. Прирост объемов производства составлял 10 процентов за пятилетку – самый высокий по министерству. На заводе появились Герои Социалистического Труда и орденоносцы».
Любовь к спорту Борис Федотович прививал заводчанам все годы его труда на предприятии. Будучи молодым конструктором, он играл в волейбол. Могли в обеденный перерыв собрать пару команд и погонять мяч на заводской площадке. В последующие годы он поддерживал футбольную и хоккейную команды, был инициатором строительства крытого ледового дворца.
Федор Иванович Аридов, ведущий конструктор сталеплавильного оборудования:
– Много сил и времени уделял Борис Федотович внедрению знака качества на продукцию нашего завода. Для страны это был стандарт качества, сравнимый с мировыми. Первыми ставили его на сталеразливные ковши, скипы доменного оборудования, позже на другие изделия.
Чтобы добиться права ставить этот знак, был разработан план внедрения. Приходилось много ездить по заводам, проектным институтам, бывать в министерстве. Но, когда документы были готовы, завершающее заседание проходило в кабинете главного инженера. Всех участников проекта, в том числе гостей из институтов-разработчиков, после заседания пригласили на турбазу. Такое тогда мог позволить себе только Борис Федотович, умевший благодарить за сделанную работу. Мы первые в министерстве получили право ставить такой знак, но далось это большими усилиями.
Анатолий Васильевич Сазонов, пенсионер:
– С Борисом Федотовичем разговаривали по телефону 4 августа, поздравлял его с днем рождения. И предположить не мог, что это последний раз. Мы были друзьями в жизни, коллегами на работе. Я 23 года проработал заместителем директора ЮУМЗ по капитальному строительству. И годы, когда он руководил предприятием, были годами бурного развития. Однажды к нам приезжал с инспекцией секретарь ЦК КПСС товарищ Арестов. Осмотрев завод, заявил, что пора будить вашу «спящую красавицу». Вскоре вышли постановления партии и правительства, определяющие увеличить производство машин до 140 тысяч тонн в год, то есть более чем в 10 раз. Тогда и началась бурная реконструкция, строительство новых цехов завода. За ту ударную десятилетку мы подняли производство с 38 тысяч тонн машин до указанной цифры.
Построили за эти годы новые цеха на десятки и сотни тысяч квадратных метров. При Кулике построено примерно 150 тысяч квадратных метров жилья для рабочих. Нам под социальные объекты выделялась площадка всего второго участка, тогда застроенная бараками. И в годы обновления завода этот от Комсомольской площади до железнодорожного полотна город стал таким, каким его привыкли видеть сейчас. Конечно, работали, не считаясь со временем, из министерства могли позвонить и поздним вечером, и в дни, когда мы уезжали на отдых. И в дни отпусков.
Мы любили во время отпусков ездить по стране. Обычно тремя машинами добирались до Алма-Аты, в Закарпатье, на Украину, к морю. Ездили просто: где понравится полянка или берег реки, там и ночевка. Ставили палатки, разводили костер. Собирались побывать на Байкале. Но совместные путешествия прекратились после его перевода в Москву.
Последний раз виделись в Москве на его 80-летии. Потеря такого человека и друга для меня очень большое горе. Мы много лет вместе делали большую и нужную для города и государства работу.
Юрий Анатольевич Сазонов, ведущий инженер-конструктор ОГК МНЛЗ «ОРМЕТО-ЮУМЗ»:
– В год, когда Кулик стал директором предприятия, я только пришел на завод молодым специалистом. Мой отец и Борис Федотович дружили семьями. Для нас это большая потеря прежде всего потому, что он был уникальным человеком. На заводе бескомпромис-сным руководителем, человеком слова и дела, а в быту оставался не менее уважаемым, крепким и добрым человеком. Несколько заводских семей летом ездили на Сакмару, на Урал во время отпусков. Иногда к взрослым приезжали и мы, молодежь. Борис Федотович в спорте был азартен, классный волейболист. Умел хорошо готовить на костре в таких походах. На заводской турбазе со многими общался на ты, играл в волейбол, бильярд. Заводчане его любили, но и побаивались как руководителя. Могучего телосложения, с волевым лицом, он внушал уважение, был справедлив и требователен в работе.
Дружба семьями сохранилась и по сей день. Для нас это большое горе.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024