Тяжелое чувство нежности
- Общество
- 30-10-2013
Детский дом. Столовая. Полдник. Третьеклассники, группа Н. Горлатовой, председателя женсовета Октябрьского района, едят бананы, запивая их компотом, а вафли несут обратно к поварам: не хочется. «Ничего себе, – говорим мы вслух, – отказываться от шоколадной вкуснятины». –Когда ребятишки только попадают к нам из семей пьяниц, наркоманов, они не могут наесться. Просят добавки и жадно глотают все. Наголодавшись дома, боятся, что еда исчезнет. А потом привыкают, едят по аппетиту. Некоторые не могут пользоваться вилкой, не знают, как чистить зубы, умыться, – рассказывает Наталья Павловна.
– Мама, – окликают ее они, – сегодня дежурная – Таня, она столы вымоет.
– Так и называют меня мамой, а когда начинаем читать книги, а мы перечитали всего Гайдара, Свифта, то я становлюсь для них учительницей, Натальей Павловной.
От наивных и добрых взглядов начинаешь теряться, не знаешь, как себя вести – либо радоваться, либо сожалеть... С порога замирает и начинает обливаться кровью сердце. А они, открытые, честные, искренние и общительные, рассказывают про свою жизнь без малейшего стеснения, не скрывая ничего.
– А мы в этом году отдыхали в Соль-Илецке. Воспитательница договорилась, чтобы на соленое озеро нас пропускали бесплатно. А жители поселка спрашивали: кто вы? Когда узнавали, что из детского дома, дарили нам арбузы и дыни. Даже охранник «Черного дельфина» выходил и дарил арбузы. Мы с собой привезли, всех угощали.
– А потом мы поехали в санаторий Медногорска, нас и в поезде, и в электричке хвалили за примерное поведение, там тоже было отлично.
– А как классно было в «Лесных полянах». Помните, мы там золотую серьгу нашли на пляже, отдали той, которая потеряла.
– Наши ребята разбивают расхожее мнение о себе своими поступками, – подчеркивает Наталья Павловна. – На пляжах, курортах находили и телефоны сотовые, и даже ноутбук и отдавали владельцам. – А еще собирали копеечки. Принесут мне: вот, мама, наберем побольше, и ты купишь нам вкусненькое.
– Торт покупала, мороженое, – хором подтверждают они.
Дом детства – отлично отремонтированное, вкусное, какое-то сливочное здание, где для ребят созданы такие условия, что мы им позавидовали. Отличная мастерская, где они строгают и выпиливают корабли и подводные лодки; великолепный спортзал, множество кубков за футбол, теннис, бокс, туризм; уютные чистенькие спаленки, современные души и туалетные комнаты. Ребята заняты каждую минуту, не остается времени думать о маме и семье.
Каждый ребенок – это, конечно, трагедия. Сначала от него на суде отказываются родители, какую же душевную боль переносит малыш, оказавшись в детском доме, это предательство взрослых навсегда вонзается в сердце острой иглой.
Конечно, здесь созданы прекрасные условия проживания. Но вот в праздник запускали ребята в небо воздушные шары с желаниями, и каждый мечтал, чтобы оно сбылось. А желание-то было одним: хочу маму. Но найти семью не так-то просто, хотя сегодня существуют разные формы пригреть ребенка – от усыновления-удочерения до приемной семьи или родителей по выходным. Страшно, когда родные бабушки, молодые еще женщины, сдают в Дом детства ребенка, еще страшнее, когда его возвращают. Предательство за предательством – как еще назвать поступки взрослых!
Вот девочка рассказывает:
– Первый раз я поступила в «Росинку», когда семья отказалась от меня, отец пил и дебоширил. Когда мне исполнилось четыре годика, меня перевели сюда. Потом меня удочерила семья, у которой уже было двое детей. Но через год вернули обратно. Так что везде хорошо, но в семье все равно лучше.
А другой парнишка, уже повзрослевший, мудрый, наотрез отказывается идти в чужую семью: «Здесь, в Доме детства, у меня друзья, настоящая семья». И третий убедителен: «Разве кто-то меня полюбит?»
Недавно сюда пришел руководитель духового оркестра из «Радости», набрал одаренных ребят, будут приезжать сюда и учить музыке. И странное чувство рождается здесь: не лучше ли строить добротные лечебницы, где лечили бы их мам и пап, возвращая детей в семью?
– Чего нам не хватает, – говорит Горлатова, – так это встреч со взрослыми. Ребята не знают жизни, живя на всем готовом. Почему бы полицейским, пожарным, другим представителям мужественных профессий посещать детский дом не с конфетами и фруктами, все это у ребят есть, а с рассказами о своей работе? Почему бы полиции не взять шефство и не отбирать ребят, окончивших девять классов, спортивных, дисциплинированных, честных, в средние профессиональные учреждения, а затем по направлению в вузы, чтобы потом они влились в отряд правозащитников?
Их нужно научить жизни общественной со всеми ее ценностями, недостатками и пороками. Ведь они не готовы к этой активной, а порой и суровой жизни за пределами детского дома, поэтому они наивны, доверяют каждому, открыты, очень уязвимы в моральном смысле. Они еще не испорчены современной жизнью.
На прощание ребята спели песню. Конечно, о маме: «Добрая самая, мамочка моя». Предательские слезы катятся у нас из-под ресниц...
Анастасия Ашпетова, Валентина Кузина, слушатели школы «Репортер»
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024