РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Нынешней неделей начался Великий пост. Продлится он почти 50 дней и закончится 20 апреля (по старому стилю – 7 апреля) Светлым Христовым Воскресением, или Пасхой. Эти дни особенные. Меняется богослужебная жизнь церкви, меняются убранство храмов и цвет облачения священников, меняется звучание песнопений. А за этим следует и изменение внутренней, духовной жизни прихожан...
Пост – это не мучение, а радость!
Какое место пост занимает в жизни православного христианина? Зачем он устанавливается церковью? Как именно нужно поститься? Обо всем этом корреспондент «ОХ» побеседовал с протоиереем Александром Куцовым, благочинным Орского округа.

–Пост – это очень важная составляющая духовной жизни христианина, – говорит отец Александр. – Дело в том, что человек сочетает в себе два начала: телесное и духовное. Они не существуют сами по себе, но очень органично взаимосвязаны. Душа воздействует на тело, а тело – на душу. И когда мы постимся, то есть воздействуем на тело, которому в обычное время уделяем излишне много внимания, забывая о душе, мы таким образом высвобождаем свою духовную силу. Есть очень верная поговорка: «Сытое брюхо к учению глухо». Так же и с духовным деланием: к молитве, к внутреннему развитию сытость не располагает.
Организуя жизнь души, пост помогает человеку избавляться, очищаться от страстей. А еще пост – это наша жертва Богу...
– Часто приходится слышать от людей рассуждения типа «пост – это формальность, ритуал, его можно и не соблюдать, главное – чтобы в душе вера была...» Вы согласны с этим?
– Не совсем. Конечно, лучше не поститься телесно, но жить духовно правильной жизнью, чем поститься, но сохранять в себе злобу и гордыню, обижать окружающих... Но еще лучше все-таки не выбирать «или/или», а стараться быть христианином во всем. Как говорится в Писании, «сие надлежит делать, и того не оставлять». Зачем выбирать что-то одно? Как птица никуда не улетит на одном крыле, так и человек, лишающий себя поста, лишает и правильной духовной жизни.
– Батюшка, расскажите нашим читателям, как именно должны поститься православные. Буквально по дням: что когда можно есть, а что нельзя.
– Порядок постов устанавливается Типиконом, древним церковным уставом. Если говорить именно о Великом посте, то Типикон предписывает в первые два дня первой недели не есть совсем ничего; потом до пятницы устанавливает сухоядение, то есть разрешение на хлеб, воду, сырые овощи и фрукты; в субботу и воскресенье допускает есть вареную пищу с растительным маслом. В последующие пять недель поста предписывается в понедельник, среду и пятницу сухоядение, во вторник и четверг – горячая пища без масла, в субботу и воскресенье – горячая с маслом. Дважды – на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье – разрешается есть рыбу. На Страстной седмице, то есть в последнюю неделю Великого поста, с понедельника по среду назначается сухоядение, в четверг – горячая пища с маслом, в пятницу – полное воздержание от пищи, в субботу – горячее без масла.
– Правила довольно жесткие. Далеко не всем под силу такое...
– Да, но не бывает правил без исключений. Есть, например, крайние виды диабета, когда человек просто не может обходиться без пищи, это опасно для него – таким людям разрешается есть даже перед принятием причастия. Тут о строгом посте и говорить не приходится... Согласно церковным установлениям беременные и кормящие матери, дети, больные и немощные, а также люди, занятые тяжелым физическим трудом, не должны придерживаться порядка, установленного Типиконом, для них допускаются послабления. Степень послабления в идеале должна устанавливаться духовником. Строгость ограничений должна определяться и степенью готовности человека понести это испытание. Ведь пост – это не мука, а радость. Если мы начинаем вздыхать, скорбеть и дожидаться, когда же это семинедельное испытание закончится, такой пост Богу не нужен. Должно быть, по словам апостола Павла, «да с радостию сие творят, а не воздыхающе».
Пост – это, по сути, духовный подвиг, а подвиг должен нести всякий в меру своих сил. Как на войне: один сражается, другой не может – он снаряды подносит, третий окопы роет или раненых лечит… Главное – чтобы у человека было желание соблюсти пост и подготовиться духовно к светлому празднику Пасхи. И если оно будет, то найдется и возможность хоть как-то это сделать.
– Святитель Иоанн Златоуст говорил, что от стоимости скоромного обеда следует отнимать стоимость постного, а разницу раздавать нищим. Но сейчас постные продукты порой обходятся дороже скоромных...
– Не думаю, что здесь что-то изменилось со временем. Сейчас овощи стоят никак не дороже мяса. Конечно, если питаться экзотическими фруктами, использовать ореховое масло вместо подсолнечного и так далее, то и постный стол может выйти очень дорогим… Что тут посоветовать? Ешьте картошку, морковь, домашние соленья. Грибы сейчас круглый год продаются – хороший источник белка. Все это стоит довольно недорого, так что проблема, как мне кажется, не особенно серьезная.
– Что нужно делать, чтобы за гастрономическими вопросами не потерять главного смысла поста?
– Чтобы он не превратился в обычную диету, мы должны соединять телесный пост с духовным. Духовный заключается в удалении от всякого зла, от грехов, страстей. Мы должны меньше внимания уделять своим развлечениям, больше добрым делам и молитве. Просто необходимо посещать великопостные богослужения – вне стен храма, в гуще житейских событий, пост не чувствуется. Ведь службы во время Великого поста особые, неповторимые, наполненные глубоким смыслом. Великий покаянный канон Андрея Критского, стояние Марии Египетской, воспоминание о Тайной Вечере, длительное, скорбное богослужение Великой пятницы, когда прихожане с зажженными свечами в руках вспоминают о страданиях Христа… Когда переживаешь все это, осознаешь, в чем же смысл Великого поста, чувствуешь, что он приносит тебе духовную пользу.

Благословение епископа
Позавчера в храме Покрова Пресвятой Богородицы (бывшем женском монастыре) епископ Орский и Гайский Ириней совершил повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.

Владыке сослужили четыре священника из разных храмов Орска. Несмотря на будний день, в храме собралось немало народа – ведь первые богослужения Великого поста имеют особое значение, настраивая верующих на предстоящие недели духовного труда. Приглушенный свет, черные облачения священников, горящие свечи в их руках, древние, но всегда актуальные и понятные каждому слова покаянного канона – все это создавало особую атмосферу.
После окончания богослужения владыка Ириней благословил прихожан и дал им архипастырские наставления на прохождение Великого поста.


Вопрос батюшке
– Мы с мужем давно женаты. Расписаны в загсе, но не венчаны. Оба крещеные, верим, но в храм ходим редко, постов не соблюдаем. Я уговариваю мужа обвенчаться, но он отказывается, говорит, что сначала нужно в порядок свою духовную жизнь привести, потому что если подойдем к обряду формально, это будет неуважением к таинству венчания.
Подскажите, как нам быть? Грех ли это – жить в невенчанном браке?


Отвечает иерей Максим Бражников:
– Для церкви такой брак не считается чем-то греховным или предосудительным, поскольку вы вместе создали семью и ваш союз известен всем. А мудрая мысль Вашего мужа действительно заслуживает уважения – к любому таинству надо подойти осмысленно, без формализма. Конечно же, необходимо как можно скорее начать жить духовной жизнью, чаще посещать вместе храм Божий, соблюдать хотя бы в малой мере посты, причащаться Святых Таин. Тогда ваша совместная жизнь обретет совершенно новое измерение, и венчание станет видимым благословением Божиим.


Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.