РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Проклятие горной пылью

Уникальность нашего города не в том, что он расположен в двух частях света, и не в том, что становится музейным экспонатом постиндустриального общества с руинами заводов по окраинам и с супермагазинами вместо бывших фабрик в центре. Неповторимость в том, что мы за годы развитого социализма накопили отходов, которые весь 21 век будут душить и травить жителей. Шламонакопители, соленакопители, шлакоотвалы, карьеры и терриконы горной выработки, отстойники и свалки, загаженные озера, болота из сточных вод занимают площадь, сравнимую с любым из районов города. Никакие онкологические центры и противотуберкулезные диспансеры не защитят нас от вредоносного действия, разлитого вместе с испарениями в воздухе, поднятого ветрами вместе с солью, шлаками и горной пылью. Заводы и комбинаты закрыты, но в городе остались пейзажи, которые вообразить невозможно, настолько несовместимы они с понятиями «природа» и «экология».
Попытки использовать вторичные ресурсы народная экономика начала давно, перекапывая шлаковые отвалы никелькомбината. Из разных отходов давно и успешно изготавливаются шлакоблоки.
Недавнее намерение построить на орских шлакоотвалах солнечную электростанцию вызывает только один вопрос: кто будет постоянно стирать с поверхности плоских батарей цементную и шлаковую пыль?
Горная пыль в виде отходов при производстве щебня стала проклятием города. Она идет в виде заменителя в асфальт, горную пыль сыплют по улицам частного сектора и вместо песка ею же посыпают наледи на тротуарах и дорогах зимой.
Горная пыль, смытая с дорог весной, забивает ливневую канализацию по центральным улицам – не пускает туда воду. Пыль с обочин летом душит наши легкие. Самое главное – горная пыль разрушает асфальт, в который ее добавляют без экономии. Она похожа на песок, но есть и особенность: удерживает воду и добавляет пластичности. Опытные трудяги предупреждают: не вздумай в бетон, который стоит открытым, добавлять горную пыль – размоет дождями. Примерно та же история и с асфальтом.
Поэтому в весенних лужах на автодорогах из года в год мы видим одни и те же до боли знакомые ямы, забитые кусками кирпичей. И с удивлением наблюдаем, как верхний слой асфальта в колее прошлогоднего вспучивается, словно намокшая старая кожа. И счищается шипованными колесами автомобилей, как та же размокшая кожа.
Я помню все плохие участки асфальта на городских магистралях, как и главные ямы на площади Гагарина. Их сейчас по грязи закидают свежим асфальтом, который замешан на дармовой горной пыли, а к следующей весне эти же самые выбоины появятся вновь, будут залиты весенней водой – и мы продолжим гробить свои автомобили в этих колдобинах.
Конечно, выход есть. В городах соседних республик местные законы предписывают восстанавливать не только верхний слой асфальта, но и подстилающий слой – 20 сантиметров бетона, залитых под асфальт, решают проблемы ямочного ремонта на годы.
Иначе никаких финансов не хватит на постоянное латание одних и тех же прорех в городских дорогах.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.