- Общество
- 07-10-2014
Школьные годы – это не только уроки, домашние задания, первые дружба и любовь. Это еще и трудности во взаимоотношениях со сверстниками, иногда даже драки (куда же без них!), а также ценный жизненный опыт. Вроде бы все так и должно быть, чтобы не сформировавшаяся еще личность крепла и обтесывалась. Но современная жизнь вполне может преподнести детям и подросткам испытания, к которым они не готовы, а именно: безобидные на первый взгляд конфликты иногда заканчиваются издевательствами, унижениями, шантажом. К сожалению, жестокость стала неотъемлемой частью жизни в современном обществе. Как противостоять всему этому и с минимальными потерями выйти из ситуации? Попытаемся разобраться вместе.
Конфликт останется за закрытой дверью.
В орских школах появились службы примирения
С давних времен о серьезных проступках учеников, совершенных в стенах школы, принято сообщать родителям. Тем более если речь о столкновении интересов двух личностей.
Порвал портфель одноклас-сницы – мать вызывали к директору. Виноват, неважно, что девчонка до этого полдня тебя обзывала. Ударил сверстник – дал ему сдачи. А он на следующий день явился в школу с отцом и выставил все так, будто это ты его обидел. В общем, иногда сложно доказать свою правоту, особенно если в конфликте пытаются разобраться взрослые, не знающие, как все было на самом деле. Согласитесь, куда лучше выяснить отношения самим, но без кулаков и оскорблений. Сегодня в орских школах делают все, чтобы создать условия для самостоятельного и мирного решения конфликтов между учащимися.
Психолог Орского научно-методического центра Р. Суербаева – человек, который организует эту работу в учебных заведениях города. Она и рассказала мне, как действует такая система решения конфликтов.
Пока школьные службы примирения (так они называются) только создаются. Но, вероятно, скоро будет возможно испытать их методы работы.
Представьте, что случился конфликт в классе. Помочь его разрешить возьмется медиатор. Это посредник, который подскажет варианты действий, но ни в коем случае не будет навязывать свое мнение. Скорее всего, это будет школьный педагог-психолог. А может, и старший товарищ.
Они попытаются объяснить, что конфликт не решить, если доверить взрослому поиск виноватого и его последующее наказание. Куда лучше разобраться в ситуации самим, но исключительно мирным путем. Как к этому прийти? Выслушать каждого, а самое главное – вслушаться, что говорит оппонент. В процессе разговора у обидчика обязательно возникнет желание возместить нанесенный ущерб – хоть моральный, хоть материальный. Выход из ситуации тоже будет найден совместными усилиями. Кто-то извинится, кто-то предложит посильную помощь. В конце встречи будет заключен и подписан мирный договор. В итоге, как говорят сами медиаторы, конфликтующие стороны почувствуют себя гораздо лучше, решив ситуацию и оставив ее за закрытыми дверями. Конечно, это совсем не значит, что через неделю, например, не случится повторный конфликт. Но это будет уже совсем другая история. Уже есть пример и опыт, как можно из ситуации выйти с минимальными потерями. Кроме того, любой участник предыдущего конфликта будет знать, что именно ему придется отвечать за свои поступки, а не родителям, которых вызовут в школу. Кстати, они при примирении тоже могут присутствовать, но только в качестве слушателей. И лишь потом высказать свое мнение. Думаю, для многих это важно.
Во многих странах школьные службы примирения давно и с успехом работают. Поэтому в конфликтной ситуации задумайтесь. Наверняка этот способ разрешения поможет и вам.
Может, прочитав этот материал, многие усомнятся, что это возможно – решить серьезные проблемы мирным путем. Ведь злость на обидчика, как и повод для обиды, должны куда-то деться... Меня уверили, что в процессе обсуждения ситуации именно так все и происходит, и предложили пообщаться с ребятами, которые совсем недавно были настроены по отношению друг к другу очень недоброжелательно. А причиной стал всего-навсего мобильный телефон.
История Коли и Димы, учеников шестого класса одной из орских школ
– На перемене мы играли в коридоре, – рассказал Дима. – Ко мне подошел Коля с другом и начал толкаться. Я его ударил, чтобы не лез. Но он продолжал. Следующий удар пришелся на подставленный им телефон. Телефон упал на пол и перестал работать. Коля начал кричать и возмущаться. Хотя сначала сам был не прав. А на следующий день заявил, что родители подадут в суд. В школу пришла его бабушка. Пошли разговаривать в кабинет к психологу. Каждый смог сказать то, что думает. Я объяснил, что сделал это случайно. Так получилось. Но я и мой друг, который тоже участвовал в ситуации, поняли, что раз так произошло, надо чем-то помочь.
– Вначале я очень злился на них, – рассказывает Коля. – Считал, что их надо наказать. Телефон, конечно, очень жалко. Но все-таки они признали свою вину, извинились. Я узнал, что его можно отремонтировать. Ребята сказали, что помогут. И еще до этого предложили подарить пленку защитную для экрана и чехол. Пока ситуация до конца еще не решилась. Но мы с ними уже нормально общаемся.
Один в поле воин
Что делать, если сверстники ополчились против или втянули в серьезный конфликт? Что делать, если угрожают, унижают или держат в страхе? Мы попросили ответить руководителя Центра практической психологии Орска А. Попову. Вот что посоветовал нам специалист:
– Поведение в данном случае должно зависеть от возраста. Если участнику конфликта меньше 11 лет, то нужно сообщить родителям. От их дальнейших действий будет зависеть разрешение этой ситуации. Но они должны поступить умно. А именно:
не выяснять отношения с родителями обидчиков или с ними самими (этим будет показана еще большая слабость, каждый родитель будет защищать собственного ребенка);
встретиться с классным руководителем (стоит опираться на факты, а не на эмоции и вместе выбрать стратегию решения проблемы»;
научить не только игнорировать обидные высказывания, но и владеть собой: как следует демонстрировать уверенность в себе осанкой, походкой, взглядом.
Если подростку 12 – 16 лет, то нужно сообщить взрослому (это не обязательно должен быть родитель), который сможет адекватно отреагировать, повлиять на ситуацию косвенно. Не следует раскрывать тайну обращения за помощью. Имя должно быть реабилитировано, обидчики должны видеть, что подросток решает проблему САМ.
В самой ситуации не нужно отвечать силой, но стоять твердо и уверенно говорить нет. Но если возникает реальная угроза жизни или здоровью, нужно позвать кого-то на помощь, бежать, если не получается, оказать сопротивление.
Ведущая рубрики Анна Леушина.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024