Бизнес на честном слове
- Общество
- 30-10-2014
Сколько раз, подписывая очередной договор с предпринимателем, банкиром или продавцом в крупном магазине, мы читали документ или пытались внести свои поправки? Как правило, ни разу.
Это результат веры в истинность напечатанного на бумаге слова, оставшейся с советских времен. Но такая вера в честность бизнеса – беда наша. Вдруг оказывается, что очередной подрядчик по установке окон, дверей, ремонту квартиры и т. д. не спешит выполнять своих обязательств. Тем более если предоплата была сразу и полностью.
Выждав недельку, переждав все сроки, начинаем робко напоминать о своих правах и выслушивать многообразие причин, откладывающих исполнение заказа на неопределенное время. Среди них такие: дождь (снег) помешал, в субботу не успели, праздничные дни сложились с выходными, на складе не смогли найти и делают заново, из Челябинска (Оренбурга, Самары) не привезли комплектующие, машина сломалась.
В этом ряду и сервисное обслуживание многоэтажного жилья. Коммунальщики, привыкшие быстро обещать и неспешно выполнять, стали причиной головной боли не только жителей многоэтажек, но и правительства страны.
На предприятиях творится то же самое. Если работодатель обещает при найме золотые горы, то часто оказывается, что готов расплатиться небольшой кучкой навоза.
Так и живем с новыми границами морали. Униженные маленькими обидами, враньем и неисполнением обязательств, оставшись без средств к существованию, люди рвутся в большие города, надеясь заработать и навсегда забыть об унижениях на малой родине. А приезжая, рассказывают, что работяг-строителей готовы надуть не только в Орске, но и в столицах, и на Крайнем Севере.
Непорядочность в ведении дел влияет и на потребителей услуг, и на исполнителей, и на организаторов. Если предприниматель рвется к только ему известной цели: красиво отдохнуть, построить дворец, набрать побольше денег, – результат для остальных получится плачевным.
Когда-то я вложил ваучеры всей семьи в самое перспективное предприятие города, которым руководил бывший секретарь горкома КПСС. И с тревогой наблюдал, как это предприятие рассыпается в хлам.
Спустя годы понял, что хозяева завода построили свое счастье за территорией предприятия, чем и добились собственного достатка. Бизнес в этом случае был средством, а не целью. И любые флаги с коммунистической риторикой служили внешним антуражем благопристойности.
Необязательность в бизнесе остается отличительной чертой нашего времени. Вдруг падает качество товара или продукта, какое-то время производитель держится на былом имидже, потом наступает время банкротства. Как уже случалось и с заводами, и в коммунальном сервисе, и в производстве услуг, и в производстве продуктов. Живем, продавая мягкие арбузы и зеленую картошку, забывая вовремя выполнить заказ, отремонтировать канализацию в подвале, добавляя в продукты неизвестно что.
Во времена перестройки я по наивности думал, что путь в смене понятий от «честное комсомольское» до «честное купеческое» страна пройдет за несколько лет и наступит процветание.
Оказалось, нужно еще много десятилетий, чтобы научиться жить по принципу «Честь имею!»
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024