РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Есть такая профессия – компромиссы находить


«Встретимся в суде!» – эта расхожая фраза из голливудских фильмов звучит все чаще – и не в кино, а в реальной жизни. И произносят ее самые обычные люди: бывшие супруги, делящие имущество, соседи, поссорившиеся из-за затопленной квартиры, водители, не разъехавшиеся на перекрестке. Но судебная тяжба – дело хлопотное. А ведь современное российское законодательство позволяет гражданам с не меньшей, а подчас и большей эффективностью разрешать споры вне стен зала заседаний.

–Закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника», иначе называющийся законом о медиации, был принят в России в 2011 году, – рассказывает Н. Пасечник, заместитель председателя Советского районного суда. – Вообще, практика это в истории права не новая, еще в древние времена люди, прежде чем идти к судье, обращались к уважаемому, разбирающемуся в юридических вопросах человеку. Он обрисовывал перспективы дела и помогал найти компромиссное решение, не затевая утомительную тяжбу.
– То есть функции медиатора дублируют функции судьи?
– Ни в коем случае. У них совершенно разные задачи, разные методы и подходы. Судья разрешает спор, а медиатор урегулирует его. Понимаете, любой конфликт – это клубок интересов задействованных в нем людей. И судья, говоря образно, разрубает клубок в строгом соответствии с требованиями закона, в то время как медиатор осторожно распутывает. Судья обязан быть беспристрастным, он не может позволить себе доверительных отношений с представителями сторон, не всегда имеет право углубляться в детали психологического, эмоционального характера... И, если при «разрубании клубка» кому-то будет больно – что же, ничего не поделаешь, закон есть закон. Медиатор же может позволить себе быть более гибким, более неформальным. Он вникает во все детали, оценивает ситуацию не только с юридических, но и с чисто человеческих позиций и, исходя из этого, предлагает варианты компромисса. Перечень различий можно продолжить: например, судья назначается, а медиатор выбирается по соглашению сторон; суд проходит публично, а медиатор обязан сохранять конфиденциальность; суд решает спор в пределах заявленных требований, а медиатор рассматривает его во всей глубине, которую, может быть, стороны и сами не осознают в момент обращения… И еще нюанс: после суда люди редко сохраняют добрые отношения, ведь судебный процесс построен на принципе состязательности сторон, они просто вынуждены усугублять конфликт. Медиатор, наоборот, старается примирить их, привести к согласию. Это очень важно, ведь споры часто возникают между супругами, родственниками, делящими наследство, коллегами, соседями. Всегда лучше, разрешая проблему, сохранить друга, а не приобрести врага.
– Давайте объясним, как функционирует эта система, на конкретном примере: разведенные супруги решили поделить детей и имущество…
– Они находят медиатора, рассказывают ему о своей проблеме. Не юридическим, а простым языком обрисовывают ситуацию. Медиатор выслушивает стороны, задает уточняющие вопросы, знакомится с документами, вникает в суть дела. Объясняет: если обратитесь в суд, решение, скорее всего, будет таким-то. Но я предлагаю следующий компромисс, который, наверное, больше устроит вас обоих… Если предложенный вариант не подходит для сторон, медиатор ищет следующий и так далее. Если компромисс достигнут, составляется медиативное соглашение. Стороны подписывают документ – и в этот момент он получает силу гражданско-правовой сделки, то есть договора. На этом и ставится точка. Если потом одна из сторон будет уклоняться от исполнения взятых обязательств, вторая может подать в суд, но в этом случае судья будет рассматривать уже не изначальный спор – кому какое имущество достанется, а факт неисполнения договора. Хочу еще отметить, что медиатор может взяться за дело не только до обращения сторон в суд, но и в процессе рассмотрения дела. В этом случае медиативное соглашение будет утверждаться судом и примет силу мирового соглашения.
– Услуги медиатора бесплатны?
– Нет, они оплачиваются. Ведь профессионал тратит свое время, прилагает определенные усилия – как и любой юрист, он берет за работу деньги. Но в конечном итоге обращение к нему, как правило, обходится дешевле: сторонам ведь не нужно нанимать двух адвокатов, нести расходы, связанные с истребованием доказательств, оплачивать стоимость разно-образных экспертиз и так далее… Если учесть, что рассмотрение гражданских дел иногда отнимает очень много времени, расходы на тяжбу могут оказаться очень и очень солидными.
– А кто это – медиатор? Им может стать любой человек?
– Не любой. В законе четко сформулированы все требования. Профессионально работать в этом качестве могут специалисты, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее юридическое образование и прошедшие специальный курс обучения.
– И как же его найти?
– У нас в Орске есть медиаторы. Называть их имен я здесь не буду. Думаю, при желании отыскать их несложно – хотя бы через сайт Советского районного суда. Там в разделе «Справочная информация» имеются все данные.
– Как часто к услугам медиаторов прибегают орчане?
– Пока довольно редко. Дело в том, что большинство орчан просто не знает о такой возможности… Надеюсь, после публикации этого интервью в «Хронике» ситуация изменится. В Центральной России услуги медиаторов пользуются очень большим спросом. И у нас, я уверена, люди со временем станут чаще прибегать к их помощи.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.