РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

В январе люди постепенно отходят от долгих праздников и с трудом втягиваются в работу и учебу. И, если вы ленились, вас никто не осудит. Но нашлись и те, кто времени зря не терял и начал год с побед. Вдвойне приятно, что это представители молодого поколения. В минувшие выходные на базе Дворца пионеров и школьников завершились Открытое первенство области по автомодельному спорту и первый этап соревнований «Кубок Урала – 2015». Спортсмены команд местного отделения ДОСААФ России, Дворца пионеров и школьников и клуба «Автокарт» отлично выступили и заняли призовые места. Наши ребята обыграли соперников из Оренбурга, Челябинска, Уфы и других городов. Мы познакомились с героями, которые убедили нас в увлекательности и пользе этого вида спорта.Каждый «чайник» мечтает стать профессионалом
Трассовый автомоделизм – мужской вид спорта. Это стало понятно, как только мы с фотокорреспондентом зашли в зал, где соревнования были в самом разгаре. Мальчики и мужчины выступали в своих классах, судили и болели за товарищей. Но вот в толпе промелькнула голова с длинной косой. Маленькую хрупкую Настю Таранец с трудом можно было разглядеть в рядах спорт-сменов. Но, как нас уверил наставник, она достигла довольно серьезных успехов. В первый день соревнований девочка заняла третье место в своем классе, обойдя многих мальчишек.

Сегодня 12-летняя Настя – целеустремленная спортсменка с пультом управления в руках. И ей подчиняется маленький, но сложный механизм. А в будни она обычная шестиклассница, которая учится в школе № 38. Больше всего нас интересовало, почему куклам она предпочла машины и как ей вообще это в голову пришло.
– Этот спорт довольно развит в нашем городе. По телевизору и в газетах часто рассказывают о нем. Я увидела, заинтересовалась. Решила попробовать. И вот уже полтора месяца увлекаюсь трассовым автомоделизмом. Это совсем мало. Но у меня уже хорошо получается. Это занятие привлекает больше, чем другие, которыми обычно интересуются девочки. Конструировать эти машины – тонкое дело.
Не только управлять маленькими юркими моделями научилась Анастасия, но и создавать их. Правда, пока ни одну от начала до конца она самостоятельно не собрала, тренер много помогает. Но она только в начале большого пути.
– На этих соревнованиях я выступала впервые, – рассказывает наша героиня. – Иногда слетала с трассы на поворотах, потому что нервничала. В итоге третье место в классе «Чайники».
«Чайниками» здесь называют новичков. Наверное, обидно. Ведь многие из них показывают хорошие результаты. Но Настя убеждает нас в обратном.
– Это вполне нормальное название класса. Когда получаешь права и садишься за руль, тоже ведь «чайником» тебя называют.
Кстати, за рулем школьница себя чувствует уже достаточно уверенно. Правда, не автомобиля, а карта. Три года она занимается этим спортом и представляет город на различных соревнованиях. Ездить на таком авто не страшно и вполне безопасно. На счету Насти ни одной «аварии». К слову, девочек за рулем карта можно встретить гораздо чаще, чем у трассы, где гоняют автомодели.
– Я не считаю, что это спорт для мальчиков. Девочкам вполне под силу. Главное – умение и старание. Я верю, что можно развиваться и стать известной не только у нас в городе, но и на мировом уровне. Есть в России известные спортсмены – чемпионы мира. О них и сами узнаем в разговорах на соревнованиях, и тренеры рассказывают. Поэтому есть к чему стремиться.
Напоследок мы попросили Настю рассказать нам о столах с различными приборами и инструментами, которые были установлены поодаль от трассы, где шли гонки. На них тоже разворачивается важная деятельность. Если модель ломается в ходе соревнований, ее ремонтируют на месте – паяют и склеивают. Пока Настя этого не делает. Но у нее все впереди.

Школьник – известная личность в стране
На состязаниях по трассовому автомоделизму кто-то должен выполнять роль маршала – следить за ходом, ставить на место слетевшие машины и прочее. Именно за этим занятием мы застали еще одного нашего спортсмена – Александра Шапенкова.

Скромный в беседе пятнадцатилетний парень – довольно известная личность среди автомоделистов страны. Мы даже не беремся перечислять все соревнования, в которых он принял участие за два года занятий автомоделизмом, и количество одержанных побед. Приведем один только факт. В прошлом году наш земляк, будучи уже мастером спорта, на соревнованиях в Челябинске выиграл грант в 30 тысяч рублей.
– Увлечение автомоделизмом началось как у всех – пришел в кружок, понравилось, – говорит спортсмен. – За это время успел еще и собрать большое количество моделей – просто не сосчитать.
Он знает все тонкости этой кропотливой работы. Оказывается, на создание одной машинки уходит минимум несколько дней. Запчасти не купишь в обычном магазине. Чаще всего ребята приобретают их на крупных соревнованиях, таких как чемпионаты России. Туда приезжают поставщики из больших городов. Бывает, со сборкой моделей не откладывают до приезда домой, начинают делать ее прямо на месте. В итоге стоимость одной модели составляет около трех-четырех тысяч рублей. Недешевый спорт. Увлеченным ребятам помогают родители и тренер.
– Собираем без схем и чертежей, – объясняет собеседник. – Все довольно просто: ровное шасси, быстрый двигатель. Отличительная особенность моделей – у них нет передних колес, то есть этой частью они не соприкасаются с трассой. Впереди только съемник, который ведет по дорожке.
Саша может часами рассказывать про миниатюрные автомобили и секреты умелого управления ими. И на вопрос, что сложнее: управлять или конструировать, степенно отвечает: «Все приходит с опытом».
Планов на будущее у парня много. Скорее всего, он пойдет учиться на архитектора. Предполагает, что любимое хобби не забросит, будет продолжать собирать модели и ездить на соревнования.
По словам Александра, даже если стать именитым спортсменом, больших денег на автомоделизме не заработаешь. Все же это только хобби. Но заниматься все равно надо. К примеру, вполне реально стать чемпионом мира. Как раз в октябре орская команда собирается на чемпионат.

Чемпионов России готовили на трассе из двух дорожек
Преподаватель Дворца пионеров и школьников А. Попов известен орским ребятам не только как наставник по автомоделизму, но и как руководитель спортивного клуба «Автокарт». Его судьба – яркий пример того, как детское хобби становится делом жизни. Он рассказал нам, чем сегодняшний спорт отличается от спорта времен его детства, и объяснил, в чем польза от занятий для юных конструкторов и гонщиков.

–Заниматься автомоделизмом начал в 1971 году, ходил в кружок на станцию юных техников. Помню, там была маленькая трасса, состоявшая всего из двух дорожек. Она умещалась на двух столах. Была она у нас долгое время. Когда приезжали спортсмены из других городов, не верили, что на такой маленькой трассе мы умудряемся готовить чемпионов России.
После окончания института и службы в армии вернулся в Орск и решил организовать во Дворце пионеров детское объединение «Трассовый автомоделизм». А в этом году исполняется 30 лет, как я занимаюсь с ребятами. Наши двери открыты для всех начиная с первого класса.
Конечно, если сравнивать спорт сегодня и тридцать лет назад, надо отметить рост уровня. Качество моделей очень улучшилось. Сейчас совсем другие скорости. Да и соревнования уже не те, что были раньше. К примеру, сейчас к нам приехали девять чемпионов России.
Помню первые наши крупные соревнования. Были они в 1988 году. Ездил с воспитанниками в Актюбинск на первенство Казахстана. А на всероссийские вышли в девяностые годы.
А из первых воспоминаний, связанных с автомоделизмом, могу отметить поездку на выставку в ВДНХ в Москве. Но там выставлялись не трассовые, а автомодели – уменьшенные копии настоящих. И у меня, если я не ошибаюсь, было тогда призовое третье место.
Чем полезен этот вид спорта? Ребята сами делают модели, тем самым учатся всему. И в жизни смогут что угодно закрутить и наладить. Были случаи, когда приходили ко мне родители и говорили: «Да у нас сын теперь лучше, чем папа!» А когда эти ребята сядут за руль настоящего автомобиля, полученные здесь навыки помогут. Если он нормально управляет маленькой моделью, то и на дороге будет вести себя адекватно, а не лететь сломя голову.

Анна Леушина


Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.