- Общество
- 12-02-2015
Президент России объявил 2015 год Годом литературы. Конечно, учителя и воспитатели в стороне не останутся и загрузят школьников и детсадовцев литературными вечерами, викторинами, беседами и театральными постановками. Но проблема – как помочь детям полюбить чтение – останется. Большую роль в становлении юных читателей играют родители, поэтому в сегодняшней рубрике наши гости дают советы матерям и отцам, а малыши из детсада № 105, которым нелюбовь к чтению не грозит, делятся успехами.
Чтобы мозги не покрылись плесенью
Итак, читают ли современные дети книги? Красочные бумажные книги, а не их электронные версии. С этим вопросом мы обратились в библиотеку школы № 8.
–Удивительно, но начальная школа – это самый начитанный контингент современных детей, – поделилась заведующая библиотекой школы № 8 В. Носенко. – Наши первоклассники, еще не закончив «Букварь», записались в библиотеку и начали брать книжки очень активно. Бывает, бегают через день. Я, конечно, хитрю и проверяю, читают ли они или просто смотрят картинки. Говорю, что не помню, о чем рассказано в книге, и прошу ребят мне помочь. К сожалению, дети сегодня не очень любят сказки и не знают их. Еще 5 – 10 лет назад и народные, и авторские сказки пользовались успехом, а сейчас телевизор со страшными мультиками перебил этот интерес. Я сказки, если можно так выразиться, просто навязываю. А потом спрашиваю, интереснее ли книга, чем мультфильм... Выясняется, что да.
В библиотеке очень дружественная обстановка, поэтому на переменах ребятня залетает сюда стайками. Валентина Викторовна учит детей прислушиваться к «шепоту» книг и беречь их.
– Книги тоже болеют, как и люди, – рассказывает малышам Носенко. – Они не чихают, не кашляют, а медленно умирают...
После проникновенных бесед уже никто не будет рисовать на обложках или вырывать страницы. А чтобы заинтересовать детей книгами на определенную тему, например о войне, организовываются «полки открытого доступа», которые красочно оформляются.
– После интересных бесед в классах у таких полок начинается столпотворение. Все хотят почитать о пионерах-героях, познакомиться с дневником девочки из блокадного Ленинграда Тани Савичевой. Стоит направить ребят, и обязательно несколько человек прибегут за книжкой. А уж журналы всегда пользуются успехом! Это и знакомый взрослым «Мурзилка», и «Геоленок», и «Свирель».
В. Носенко считает, что если дети не любят чтение, то в этом виноваты родители. Ведь можно читать нотации о пользе книг сутками, но, если ребенок не видит маму или папу с книгой, результата не будет. Да и неизлечимая болезнь времени – компьютеры и планшеты – дает о себе знать. Польза от них не всегда, зато бесполезное времяпрепровождение обеспечено.
– Я всегда говорю, что, играя в электронные игры или общаясь в соцсетях, мы только глаза напрягаем, а мозги покрываются плесенью, – пошутила Валентина Викторовна. – Чтение книг развивает мышление, воспитывает чувства, способность к сопереживанию. И еще. Раньше всегда можно было учеников оставить после уроков отрепетировать, нарисовать стенгазету, а сейчас родители торопят детей домой.
В. Носенко часто бывает свидетелем таких ситуаций, когда родители кричат в дверь библиотеки: «Маша, быстрее, что ты там копаешься? Уроки надо делать! Петя, все равно не читаешь, зачем берешь? У нас и дома книг полно!»
– Когда ребенок берет библиотечную книгу вместе с друзьями, он ее обязательно почитает, но даже если просто посмотрит, прочитает несколько строчек под картинкой – это уже хорошо, уже польза, – говорит Валентина Викторовна. – А какой вред для уроков? Наоборот, чем больше ребенок читает, тем богаче становится его словарный запас, тем легче потом изучать историю, географию. А вообще, я всегда говорю, что написанное для детей надо прочитать в детстве. Когда же еще? А как я сама люблю копаться в книгах! Это абсолютно не сравнимо со скучным поисковиком в Интернете.
Комментарий
С. Байков, учитель русского языка и литературы школы № 40:
– Спад интереса к чтению действительно наблюдается в течение последних десятилетий. И это видно по начитанности современных учеников. Но потребность в книге как главном источнике знаний будет у человека всегда, пока он живет, думает и чувствует. Книга позволяет каждому постичь мудрость истории, открыть мир художественного слова, наполнить сердце и душу светлыми и добрыми чувствами. Задача учителя – помочь детям стать читающими и думающими.
«Наказание чтением – абсурд»
Первоклассников учителя Анны Александровны Павленко из школы № 8 ждет утренник «Прощание с «Букварем». Этот символичный праздник словно дает ребятам установку – теперь вы можете читать книги самостоятельно, без помощи взрослых.
Не все готовы к такому событию, но этап школьного взросления уже пройден. Как должны поступать родители, чтобы развить в научившихся читать детях тягу к литературе?
Советы А. Павленко
Нельзя заставлять детей читать, им должно быть интересно, задача родителей и учителя – заинтересовать.
Многие родители наказывают детей чтением: мол, плохо себя вел в школе – будешь сейчас читать. Этим напрочь отбивается желание брать в руки книгу. Я борюсь с этим и родителям советую не использовать такой метод.
Можно и нужно читать книги детям вслух. Например, на ночь. Это им очень нравится, затем они сами будут продолжать читать перед сном.
Пользуйтесь любовью детей к журналам. Сегодня много детской периодики – покупайте журналы «Непоседы», «Веселые картинки», «Тридевятое царство» и другие. В них интересные тексты и полезные задания.
«Дюймовочка» уехала в Москву
В канун Года литературы малыши из детского сада № 105 приняли участие во Всероссийском конкурсе «Юные звезды сцены – 2015» в номинации «Любимый Андерсен» к 210-летию со дня рождения сказочника. Его организатором выступил театральный институт имени Б. Щукина при Государственном академическом театре имени Е. Вахтангова.
Орский детсад носит название «Дюймовочка», поэтому сказку долго не выбирали.
– Родители с удовольствием включились в постановку мюзикла, придумывали и шили костюмы, подбирали музыку, договаривались с видеооператором, – рассказывает воспитатель средней группы Е. Родина. – Мы вместе писали сценарий, репетировали танцы, учили слова, даже устраивали кастинг на главных героев.
В итоге к моменту съемок, которые по правилам конкурса не должны прерываться монтажом, дети на одном дыхании отыграли сказку, а воспитатели послали видео в Москву. Итоги конкурса будут подведены весной, а малыши все еще продолжают жить сказкой, показывая ее на всех праздниках в детсаду. И, конечно, надеются на победу.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024