РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Великий подвиг великой грешницы

В воскресенье православные отмечают день памяти преподобной Марии Египетской. С ее памятью связано чтение Великого канона – так называемое «Мариино стояние». Ее именем названа пятая неделя Великого поста. Пример этой святой очень важен для христиан, потому что она показала миру, насколько глубоким и искренним может быть покаяние человека в своих грехах. И в сегодняшнем выпуске нашей постоянной рубрики мы, вспомнив о жизненном пути Марии Египетской, поговорим именно о покаянии.

Преподобная Мария Египетская родилась в Египте. В 12 лет она сбежала из дома от любящих ее родителей и направилась в богатую Александрию. Там она стала предаваться всем мыслимым и немыслимым грехам. Когда ей было около 30, она увидела паломников, направляющихся в Иерусалим, и присоединилась к ним. Но даже в путешествии к святым местам на корабле она продолжала предаваться блуду, совращая корабельщиков и попутчиков. Когда же она наконец прибыла в Иерусалим и подошла к храму, не смогла войти внутрь – неведомая сила не пускала ее. Тогда она пришла в ужас, заплакала и взмолилась Богородице: «Повели, чтобы мне не возбранен был вход в церковь, и я отрекусь от мира и его соблазнов и пойду туда, куда поведешь меня». Свободно войдя в храм и приложившись к Древу Креста Господня, она отправилась за Иордан, в пустыню, где провела, никого не встречая и оплакивая свои бесчисленные согрешения, 17 лет.
В пустыне Марию нашел старец Зосима, который с детства вел аскетичную жизнь в монастыре и настолько возгордился этим, что стал думать: «Есть ли еще на свете такие праведники, как я?» Ему явился ангел, велевший идти в Заиорданскую пустыню.
Когда старец, выслушав историю Марии, принес ей Святые Тайны, чтобы причастить отшельницу, она, ступая по воде, как по суше, перешла Иордан. А когда он вновь пришел туда же через год, Мария была мертва – она лежала на земле с кресто-образно сложенными руками. У Зосимы не было сил, чтобы выкопать могилу, но тут к нему прискакал лев, который выкопал своими лапами глубокую яму и, не тронув монаха, ушел обратно в пустыню. А Зосима, похоронив раскаявшуюся грешницу, рассказал братии о ее жизни и ее подвиге.

Покаяние – дело всей жизни
– По-гречески слово «покаяние» звучит как «метанойя», что в буквальном переводе означает «изменение сознания», – говорит благочинный Орского округа, кандидат богословия протоиерей Александр Куцов. – В результате покаяния меняется сама сущность человека. Нужно понимать, что это не просто рассказ о своих грехах, это одно из семи церковных таинств, в котором Бог прощает человеку его прегрешения и дает силы исправиться, научиться жить по-новому.
Первая ступень покаяния – признание своей греховности при священнике, принимающем исповедь. Но не священнику оно приносится, а самому Богу, незримо присутствующему при этом. Вторая ступень – осуждение греха в своей душе. Понимаете, человек должен возненавидеть свой грех, вспоминать о нем с сожалением, а не наслаждением, бояться вновь вернуться к нему. И третья ступень – исправление. Все это взаимосвязано, одно проистекает из другого.
– А какое место в этом отводится Богу?
– Центральное, основное. Дело в том, что сам по себе человек греха побороть не может. Грешить для нас так же естественно, как дышать. Библия говорит: «Несть человека, иже жив будет и не согрешит». Это в самой нашей природе, исправить которую мы не в силах. И только Господь может изменить ее, вместо естественной тяги к греху поселив в нас тягу к добродетели. Только божественной благодатью изгоняются терзающие, мучающие нас страсти. И мы должны позволить Богу действовать в нас, освободить для Него место в своем сердце – по примеру наших святых, которые, будучи такими же грешниками по природе, как и все мы, постоянным покаянием, смирением и самоотречением изменили свою жизнь и самих себя.
– То есть покаяние – это не разовое усилие, но духовная работа, которую нужно выполнять постоянно?
– Покаяние – дело всей жизни. Грешим мы каждый миг, и каждый миг должны, осознавая свою греховность, молить Господа, чтобы помог нам в борьбе со страстями. Тут важно понимать, что своими грехами мы наносим вред вовсе не Богу, а себе самим. Он как добрый искусный врач, который всегда рад прийти нам на помощь, но прежде мы должны захотеть этого и позволить Ему лечить нас. Как телесное здоровье требует от нас постоянного внимания, так и духовное.
– Батюшка, из жития преподобной Марии Египетской мы знаем, что она, покаявшаяся грешница, была приведена в пример Зосиме – настоящему аскету, который всю свою жизнь провел в монастыре, спасаясь от соблазнов. Получается, что если человек согрешит и покается, это лучше, чем если он сразу будет избегать греха?
– Нет, это не так. Ангел сказал Зосиме: «Ты потрудился много, но знай, что есть и иные пути – они труднее твоего, но тоже ведут к Господу». Подвиг аскета не меньше подвига кающегося грешника. К тому же, если мы говорим о житии преподобной Марии, нельзя забывать: Зосима хранил себя от грубых, очевидных грехов, которым в прежнее время предавалась Мария; но он позволил покорить себя гордыне – самому коварному греху, из-за которого произошло первое падение. Ведь ангел Господень, решив, что он совершенен и равен Богу, своему Творцу, пал, став сатаной... И Зосиме пример Марии был явлен, чтобы он не возносился.
Кстати, тут уместно вспомнить и притчу о блудном сыне. Ведь у отца было два сына – один никогда его не покидал, но во всем слушал и уважал. А второй стал своевольничать – «ушел на сторону далече», прогулял в безо-бразном распутстве богатство, подаренное отцом. И лишь после этого покаялся и вернулся. Он был прощен, восстановлен в сыновнем достоинстве... Но и первый, послушный, никак не потерял отцовской любви.
– Приходилось слышать такое мнение: дескать, от греха все равно не уберечься, а Бог все равно покаяние примет. Так буду жить в свое удовольствие, ни в чем запрещенном себе не отказывая, а потом как-нибудь покаюсь...
– Ложное и опасное заблуждение. То, на что ты надеешься, может не осуществиться. Никто не знает, когда умрет. Господь через Евангелие говорит, чтобы мы всегда были готовы к встрече с Ним. Ты можешь строить планы: потом покаюсь, потом исправлюсь... А что, если будешь призван в вечность сейчас?
– Даже исповедавшись в грехе, человек зачастую возвращается к нему в самое ближайшее время. И так раз за разом. Так стоит ли с ним бороться, пытаться воздерживаться, если заранее знаешь, что уступишь ему?
– Насколько хватает сил, человек должен воздерживаться от греха. Пал – снова поднимайся, бери свой крест и следуй дальше, не переставая молиться, чтобы Господь укрепил тебя. Это известный закон духовной жизни. Да, мы слабы, да, нас тянет к греху, мы уступаем ему раз за разом, и так до самой смертной черты. Но одно дело – уступить немощи, осознавая ужас своего падения, и, ненавидя грех, пытаться снова бороться с ним. И совсем другое – расчетливо поступить: «Сейчас сделаю что-то нехорошее, потешу свои страсти, а после покаюсь, Бог простит...» Господь видит, где мы мужественно сражались с искусителем, но уступили по слабости, а где проявили хитрость, лукавство. Себя обмануть мы можем, но не Бога.

Как подготовиться к исповеди?
Священник Максим Бражников, клирик кафедрального собора во имя святого великомученика Георгия Победоносца
В исповеди нуждается любой христианин. Человек, рожденный в таинстве крещения, продолжает жить в этом мире, сражаться со стихиями этого греховного мира и порой в этом сражении оказывается побежденным, то есть согрешает, поэтому всем нам необходимо таинство покаяния.
Готовиться к исповеди следует заранее. Для этого мы налагаем на себя пост, ограничиваемся в развлечениях и, конечно, особенно внимательно следим за тем, чтобы не потакать своим страстям и вновь не впадать в грехи. Особое внимание следует уделять молитве. Святые отцы так и говорили об этом: «Нужно докучать молитвой Богу».
Называя свои грехи, в первую очередь нужно вспомнить, за что нам действительно стыдно перед Богом. Ведь исповедь должна быть живой и горячей, действительно покаянной, это не сухой отчет перед Богом о содеянных грехах. Само чувство стыда возникает тогда, когда человек – будь он христианин, язычник или атеист – нарушает нравственный закон, который, по словам апостола Павла, написан на скрижалях сердца каждого из нас.
Помогут в подготовке к исповеди труды великих подвижников, например «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» святителя Феофана Затворника.
На исповеди следует быть абсолютно честным и не стремиться к самооправданию. Утаивать грехи нельзя ни в коем случае. Господь видит все, что мы делаем, видит и наши мысли, знает, в чем мы грешны. Ему не нужно наших признаний. Они нужны нам самим – искренне называя грехи своими именами, мы осознаем свои духовные болезни и тем самым позволяем Богу лечить их. Хитрость здесь неприемлема: если человек забыл какие-то свои согрешения (а поскольку мы грешим постоянно, порой не замечая этого, забытые грехи есть у всех), но искренне покаялся в остальном, Бог прощает и названные грехи, и неназванные. Но если он сознательно утаил что-то, Господь такой лукавой исповеди не примет.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.